В поиске рационального зерна

Объемы перевалки зерна в украинских портах в этом году составили 32,5 млн тонн, и это несколько выше прошлогоднего показателя (31 млн тонн). На экспорт отправилась большая часть нынешнего урожая. Ведь в этом году в Украине намолотили больше 57 млн тонн зерновых, а для внут­ренних потребностей страны необходимо 23 млн тонн.

По оценкам аналитиков, мощностей для отгрузки зерна в украинских гаванях сейчас достаточно. Однако, по прогнозам специалистов, зерновые потоки из Украины будут расти, поэтому новые зернотерминалы придутся весьма кстати. 

Об этом говорили на III Между­на­родной конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», которая состоялась в Одессе.

 В работе форума приняли участие представители Мининфраструктуры Украины, Администрации морских портов Украины, местных органов государственной власти, торговых портов. Организаторы конференции – издательство «Порты Украины» и информационно-аналитический центр «BlackSeaTrans». 

Справка «ОВ»

Приведем данные о введенных в строй с ноября 2016-го по ноябрь 2017 года мощностях зерновых терминалов в портах Украины.

«Новотех-Терминал»: мощность – 1,5 млн тонн в год; единовременное хранение – 36,6 тыс. тонн. «РисойлТерминал» – 0,2 и 25. «УкрТрансАгро» – 0,05 и 8.

В 2018 году в портах Украины планируется построить и сдать в эксплуатацию такие мощности: «М.В. Карго» – 5 млн тонн в год; единовременное хранение – 290 тысяч тонн. Николаевский КХП – 2 и 150. «Новотех-Терминал» – 1,5 и 79. «Трансгрейнтерминал – 1,5 и 75. «ТИС-Зерно» – 1 и 100. «Евровнешторг» – 1 и 90. «Бруклин-Киев» – 1 и 72. «Олимпэкс Купе» – 1 и 60. Суммарная мощность составляет 14 млн тонн в год, а единовременное хранение – 916 тысяч.

Зерновой приоритет отрасли

Обеспечение условий для транс­портировки украинского зернового экспорта директор департамента морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины Александр Басюк назвал одной из приоритетных задач отрасли. Об этом он заявил в Одессе в своем выступлении на III Международной конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии».

Модернизация и строительство новых перегрузочных терминалов отображены в проекте Национальной транспортной стратегии Украины. 

Разумеется, возведение новых комплексов подразумевает развитие всей транспортной инфраструктуры, в частности, железнодорожных станций, увеличение их пропускной способности. Чтобы обеспечить бесперебойное продвижение грузов в направлении портов Причерноморья, в региональном филиале «Одеська залізниця» внедрили проект накопления вагонов предсудовых партий на станции Раздельная. Это позволит сократить эксплуатационные расходы на маневровых работах. 

Ради благоприятных условий для привлечения новых грузопотоков МИУ планирует снизить ставки портовых сборов.

Хотя, если говорить о грузоперевалке зерновых, то здесь динамика и так более чем впечатляющая. По словам президента Ассоциации «Укрпорт» Юрия Крука, с 2007-го по 2016 год этот показатель увеличился в четыре раза (с 10 млн тонн до 40). 

Тайм-аут терминальной гонки

Терминальной гонкой назвал нынешнее положение дел в перевалке зерна директор издательства «Порты Украины» Константин Ильницкий.  

На ноябрь 2016 года в Украине было 36 проектов новых зерновых терминалов, планировались модернизация и развитие существующих. Но за нынешний год из 21 проекта, которые находились на стадии «бумажной» подготовки, в стадию реального строительства перешли лишь несколько. Образно говоря, после бума последовала передышка. Но вслед за этим, по прогнозам специалистов, ожидается новый этап развития.

Особенно впечатляющим выглядит суперпроект «М.В. Карго» по строительству зернового терминала в порту Южный, который специалисты называют важнейшим инвестиционным проектом не только в морской отрасли, но и вообще в экономике страны. Примечательно, что годовой оборот капитала гигантской компании «М.В. Карго», в прошлом году составивший 107 млрд долларов, превышает бюджет Украины.

В собственности компании находятся причал № 25 в порту Южный и участки земли, на которых будут располагаться мощности комплекса. Проект предполагает строительство новейшего экспортного терминала в полном соответствии со стандартами американской компании «Cargill». Стоимость проекта, включая дноуглубительные работы, – более 150 млн долларов. Его запуск запланирован на первый квартал 2018 года. Техническая мощность составит 5 млн тонн зерновых в год. Глубина у причала – 16 метров. В контракте прописаны жесткие санкции в случае нарушения сроков строительства. Согласно договору, после завершения строительства компания выкупит долю терминала и станет оператором, а также основным его клиентом. Этот терминал сможет переработать 10 процентов зерновых, произведенных в Украине.

К концу 2018 года, если будут построены все объекты, емкости для хранения зерновых в портах вырастут на 27 процентов, до 4295  тыс. тонн, а мощность  терминалов – до 82 млн тонн в год.

Планируется также строительство речных перегрузочных комплексов на Днепре: «Беленькое» в Запорожской области и «Голая Пристань» Херсонской («Нибулон»). Там уже ведутся дноуглубительные работы.

Самые-самые среди зерновых стивидоров

На конференции в рамках На­ционального морского рейтинга по итогам работы в 2016-2017 маркетинговом году состоялось награждение ведущих перевалку зерна стивидорных компаний Украины – в номинациях «Зерновой терминал года», «Темпы роста», «Абсолютный рост». В номинации «Абсолютный прирост» победила компания «ТрансБалкТерминал». Второе и третье места заняли соответственно морской специализированный порт «Ника-Тера» и компания «ИЗТ». В номинации «Темпы роста» первое место – у стивидорной компании «Ольвия», в призерах – «ТрансБалкТерминал» и ГП «Херсонский морской торговый порт».

И, наконец, главные награды. Победителем в номинации «Зерновой терминал года» признана компания «ТИС-Зер­но». На втором месте компания «Нибулон», на третьем – «Бруклин-Киев».

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті