В первой части 18-й сессии областного совета, которая состоялась в пятницу 12 сентября, депутаты успели рассмотреть восемь вопросов повестки дня. А именно – заслушать отчет председателя областного совета о своей деятельности, отчеты облгосадминистрации о выполнении областного бюджета и Программы социально-экономического развития области за І полугодие. А также утвердить комплексную программу развития сетей телерадиовещания в регионе, внести изменения в программу информатизации Одесщины, принять областные программы по безопасности жилья, строительству, реконструкции и содержанию местных пунктов пропуска через украино-молдавскую государственную границу. После первых двух часов пленарного заседания, согласно Регламенту регионального парламента, был объявлен перерыв, во время которого председатель облсовета Николай Скорик ответил на вопросы представителей региональных СМИ. Предлагаем вниманию наших читателей изложение основных тем данного брифинга.
Дмитрий Яновский, «Армянское радио»: Николай Леонидович, возвращаясь к Вашему отчету, какие можно выделить основные достижения в работе областного совета за эти два года?
Николай Скорик: Если Вы помните, два года назад после достаточно напряженных выборов председателя областного совета многие Ваши коллеги говорили о том, что совет в этом составе работать не сможет и нас в этой каденции ожидает сплошное выяснение отношений. В этой связи считаю одним из главных достижений то, что совет, в который входят самые разные, в чем-то полярные политические силы, сумел объединиться вокруг общих целей – развития Одесской области.
Второй положительный момент. Нынешний областной совет – это первая каденция депутатов, которые избирались исключительно по партийным спискам. В результате последних выборов возник определенный перекос по месту жительства наших депутатов (большинство из них проживают в областном центре, а районы представлены слабо). В связи с этим существовала опасность того, что связь депутатского корпуса с избирателями и территориальными громадами области будет достаточно слабой. К счастью, этого не произошло. Все фракции очень активно и пропорционально распределили своих депутатов между территориальными округами, в каждом из них идет работа, в областном совете представлены интересы каждого округа, и они учитываются при принятии решений.
Думаю, что и в развитии медицинской отрасли у нас есть достаточно серьезные успехи. Это видно по тем изменениям, которые произошли и в областной клинической больнице, и во многих районных больницах, по вновь открывающимся и реконструированным медицинским учреждениям области. Вы имели возможность убедиться в том, что Одесский областной совет вместе с облгосадминистрацией активно занимается вопросами образования как в части материально-технического обеспечения (имеется в виду строительство и ремонт учебных учреждений), так и в части проблемных вопросов, связанных с учебным процессом, в частности языковых вопросов. Одним из предыдущих решений мы ввели дополнительные факультативные часы для изучения русского языка. Эти факультативы пользуются успехом по всей территории нашей области, и учителям они оплачиваются.
Можно еще много говорить о проблемах и решениях, которые обсуждались и принимались действующим депутатским корпусом за эти уже два с половиной года. Областной совет продолжает оставаться хозяйственно-политическим органом: в своей деятельности мы делаем упор на решение хозяйственных вопросов, вопросов социально-экономической и культурной жизни региона. Но, естественно, не забываем и о каких-то достаточно серьезных политических вопросах, которые стоят перед каждой из политических сил, входящих в состав облсовета. Как ни парадоксально, но нам удается в решениях, которые принимаются как по экономическим, так и по политическим вопросам, учитывать ту компромиссную точку зрения, которая, мы считаем, должна преобладать не только в региональной, но и в общегосударственной политике.
Инна Кац, ИА «Одесинформ»: Что Вы хотели, но по каким-то причинам не успели сделать за этот период?
Николай Скорик: Во многом это касается хозяйственных вопросов. Во-первых (и я коснулся этой темы в своем докладе), нам не удалось изменить тенденцию по достаточно слабому наполнению областного бюджета в части поступлений от аренды водных объектов. В этом вопросе есть серьезная инерция, очень много объективных и субъективных факторов, которые нам пока не удалось преодолеть. Однако на следующей сессии мы постараемся утвердить Положение по проведению конкурса на сдачу в аренду водных объектов. Считаю, что оно принесет серьезные пополнения в областной бюджет, потому что на сегодняшний день о тех небольших цифрах, которые мы сегодня имеем, даже говорить, в общем-то, неудобно.
Одна из насущных проблем связана с вопросами землепользования. К сожалению, действующее законодательство не способствует их решению. То, что сегодня глава администрации имеет возможность единолично своим решением выделять земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, мы считаем, не может способствовать нормальному развитию земельных отношений и прозрачности земельного рынка. Это та серьезная проблема, которую мы решаем руками нашего областного коммунального предприятия «Облспецземсервис» совместно с Главным управлением земельных ресурсов в Одесской области. Мы настаиваем на том, чтобы во всех районах, в особенности пригородных (где земля представляет реальную ценность), проводились прозрачные земельные аукционы. То есть чтобы цена земли определялась не на основе каких-то субъективных инвестиционных обязательств, о которых знает только глава администрации, а на основе четкой рыночной стоимости земли.
Кроме того, сложным является вопрос использования недр. К сожалению, активное строительство в нашем регионе способствовало тому, что многие бизнесмены решили, что можно добывать нужные им материалы без необходимых разрешений, не проводя соответствующую рекультивацию, не согласовывая свои действия ни с сельскими, ни с районными советами, не платя ничего в бюджет. Есть проблемы, связанные с бюрократией оформления всех этих документов, но во многом это субъективный фактор, связанный с тем, что ряд бизнесменов просто элементарно не хотят этого делать. Естественно, мы активно работаем в этом плане, многое уже сделано, но этот вопрос остается еще достаточно болезненным. Надеюсь, до конца нашей каденции нам удастся ввести все в нормальные цивилизованные рамки.
Ольга Симоненко, РИА «ГЛАС»: Николай Леонидович, наряду с ситуацией в Одессе с возможным выбросом в воздух химических веществ, большую опасность представляют склады с химикатами, которые есть на территории области. Насколько областной совет задействован в решении экологических проблем региона?
Николай Скорик: При достаточно сложном законодательстве, когда полномочия одних органов власти накладываются на полномочия других, у нас существуют проблемы с реализацией этих полномочий. Одесский областной совет не боится брать на себя ответственность по самым сложным, порой неприятным и резонансным общественным вопросам, каким является вопрос экологической безопасности. На одном из наших сессионных заседаний был решен вопрос со складом ядохимикатов в пгт Ширяево, который не решался в течение пяти лет. Там была масса проблем, начиная с того, что Ширяевский и Фрунзовский районы выясняли, на чьей территории находится этот склад, который был никому не нужен. Мы пошли на то, чтобы принять его в областную коммунальную собственность. На сегодняшний день мы активно работаем с Министерством охраны окружающей среды по вопросу окончательной утилизации данных ядохимикатов.
В отношении вопроса, который поднимался на сессии (о причинах возникновения в Одессе специфического запаха – ред.) На традиционном заседании Согласительного совета при председателе областного совета по окончательной корректировке повестки дня, который состоялся перед сессией и на котором присутствовали губернатор, руководители всех контролирующих органов, был жестко поставлен вопрос о том, что разговоры о вышедшем из моря сероводороде не вызывают у депутатов доверия. Большинство из нас, кто много лет живет в Одессе, знают, что случаи, когда выходил сероводород действительно бывали. Но это не может продолжаться в течение двух дней с такой интенсивностью и на таких территориях. Есть другая конкретная причина, и я уверен, компетентные органы в ближайшее время должны дать ответ на этот вопрос. Однако в результате этого обсуждения вскрылась еще одна проблема. И это не вина конкретных руководителей, а, к сожалению, вина нашей системы в целом. Если говорить объективно, наши компетентные службы материально и технически не готовы в полной мере ни к нормальной реакции, ни к ликвидации последствий возможных подобных ситуаций, ни, что самое главное, – к расследованию этой ситуации. Одной из серьезных претензий депутатов к контролирующим службам было то, что власть достаточно долго не реагировала на такие вопросы со стороны населения. Мы считаем, что как только эта ситуация возникла и стала достаточно острой, руководители соответствующих ведомств должны были выступить в СМИ: успокоить население и объяснить правила поведения в данной ситуации. Потому что отсутствие информации порождает слухи и панику. К счастью, на сегодняшний день никаких причин для паники или какого-то беспокойства нет, но из этой ситуации мы должны извлечь соответствующий урок.
Филипп Руссо, ИА «ЭХО»: Если в стране все-таки будет сформирована новая коалиция, это может отразиться на структуре областного совета? И как долго, на Ваш взгляд, может продлиться такая коалиция?
Николай Скорик: Я не думаю, что это как-то отразится на структуре областного совета. Хотя все возможно.
Можно долго фантазировать на эту тему. Сложно оценить, насколько долго продлится тот ситуативный союз, который на сегодняшний день сложился между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко. Формально на сегодняшний день такой коалиции не существует и официальных переговоров о ее создании не ведется. Естественно, будет глупо отрицать, что ведутся определенные консультации, но каких-то реальных документальных действий в этом направлении пока нет. Я считаю, что теоретически такой вариант возможен на основе соответствующих договоренностей. Но должны быть не просто договоренности о каких-то процедурных голосованиях, а о том, что наши коллеги из БЮТ займут взвешенную позицию по языковому вопросу, по вопросу вступления Украины в НАТО. Что нас уже объединяет (и это очень приятно) – это консолидация в вопросе о необходимости проведения второго этапа конституционной реформы, т.е. реформы органов местного самоуправления, придания им права формировать собственные исполнительные комитеты и передачи им всей полноты исполнительной власти на местах. В этой связи я считаю, что если будут найдены общие более тесные идеологические моменты, то действительно временно такой союз может просуществовать. Потому что за каждую из политических сил голосовали люди. И те, кто голосовал за БЮТ, голосовал за одни лозунги, а те, кто проголосовал за ПР – за другие. Механического слияния здесь быть не может. Оно может быть только на основе какой-то идеологической общности. И мы, в том числе рядовые члены партии, будем настаивать, чтобы это происходило именно так. Я уверен, что так оно и будет, потому что позиция нашего лидера Виктора Януковича заключается в том, что мы готовы и открыты ко всем переговорам, но эти переговоры должны быть только на справедливой и понятной нашей партии основе.
Ирина Голобородько, газета «ОДЕССОС»: Вы в своем докладе упомянули, что много было сделано областным советом для защиты интересов и духовного наследия национальных меньшинств. Уточните, что именно делалось депутатами областного совета в этом плане?
Николай Скорик: У нас есть языковая Европейская хартия, которая предусматривает, что носители языков национальных меньшинств, входящие в перечень Хартии и компактно проживающие на определенной территории, имеют право на этой территории пользоваться своим языком в полном объеме, в том числе и в любых официальных органах. Соответствующее решение было принято Одесским областным советом фактически на первой нашей сессии, и мы работаем над реализацией этого решения во всех районах нашей области. Вы знаете, что у нас есть районы, в которых преобладает болгарское, молдавское население (в том числе на севере области). Если говорить о болгарской общине, то в этом году мы сделали достаточно серьезные шаги в части финансирования болгарской гимназии имени Раковского (сумма превысила 1,6 млн грн). 25 октября, во время празднования 150-летия гимназии, мы будем принимать высоких руководителей Болгарии. В этот же день мы планируем открыть в селе Задунаевка Арцизского района музей Христо Ботева (в этом году исполняется 160 лет со дня его рождения). В этот объект областной бюджет вложил более 600 тыс. грн. Кроме того, скоро свое 170-летие будет праздновать собор г. Болграда, на ремонт которого в этом году из областного бюджета выделено свыше 400 тыс. грн. Надеюсь, что эти праздники мы отметим вместе с болгарской общиной.
Мы достаточно активно работаем и с греческой общиной, поддерживаем межрегиональные отношения и активно способствуем межгосударственным взаимоотношениям с Грецией.
– Кстати, греческая община передала обращение к сессии. Будет ли но озвучено? ( Речь идет об обращении Одесской областной общины греков им. Г.Г. Маразли о возврате в ее собственность здания бывшей греческой гимназии, расположенного на улице Троицкой, 37-а. Оно было построено греками в начале прошлого века, и община считает целесообразным возобновить в этом здании греческую гимназию и детское дошкольное заведение.)
Николай Скорик: Есть соответствующий регламент подачи этих обращений на сессию. Я пока не видел этого обращения, если оно находится в секретариате, оно будет озвучено. Ранее ко мне попадал документ, который на сегодняшний день рассматривается профильной постоянной комиссией, по поводу передачи греческой общине Центра детского творчества на ул. Троицкой. Моя человеческая позиция по этому вопросу заключается в следующем. При всем уважении к греческой общине и важности вопроса об удовлетворении права греков на возможность национального самовыражения, мы должны искать все-таки другое место. Ведь там уже много лет находится Центр детского технического творчества, в который область в течение последних нескольких лет вкладывала серьезные средства, привела его в порядок. Это здание стало не только центром детского творчества, но и центром памяти наших великих космических конструкторов, которые имеют непосредственное отношение к нашему городу. На сегодняшний день ни нормального музея Глушко, ни музея Королева в Одессе не существует. Мы считаем, что этот музей должен работать именно там.
Анна Березкина, «Просто Радио»: Николай Леонидович, почему среди многочисленных обращений к центральным органам власти сегодня не было обращения по поводу дальнейшего финансирования оперного театра? Как долго сможет областной бюджет нести такого рода затраты и какова сегодня ситуация в соблюдении техники безопасности и эксплуатации технического оборудования в театре?
Николай Скорик: По этому поводу я вчера проводил совещание с руководством театра, представителями правоохранительных органов и со всеми заинтересованными лицами. Совещание носило рабочий характер, мы не приглашали представителей прессы для того, чтобы оно прошло в более конструктивном режиме. Его результатами стали конкретные сроки, в которые подрядчики обязались устранить недостатки, допущенные в процессе строительства и оснащения театра. Там есть ряд объективных и субъективных вещей.
Сложно сейчас кого-то обвинять. К сожалению, мы говорили о том, что многие получили награды за свою работу. Но в театре есть серьезные проблемы технического характера. Учитывая, что мы передаем театр государству, на баланс Министерства культуры (я надеюсь, что это все-таки рано или поздно произойдет), и зная отношение, которое, к сожалению, присутствует порой у центральных органов власти к нашему региону, очень сложно надеяться, что для устранения недостатков будут привлечены государственные деньги. 30 сентября исполняется год с момента официального ввода театра в эксплуатацию и, естественно, мы прекрасно понимаем всю ответственность за этот вопрос. Поэтому мы вместе с руководителями облгосадминистрации и театра вели серьезный разговор о том, чтобы все недоделки были исправлены в кратчайшие сроки и исключительно за счет подрядчиков. По сложным работам, касающимся сценического оборудования, срок поставлен до конца следующей недели (15 – 22 сентября). Есть определенные замечания по вентиляции и кондиционированию, по определенным моментам конструкции, но они являются дискуссионными, и мы будем в них разбираться.
Мы действительно до сегодняшнего дня финансируем театр. И должен сказать, что во время последнего обсуждения по вопросу выделения средств на заработную плату театру были достаточно серьезные возражения со стороны депутатского корпуса. Было много споров о необходимости областного бюджета финансировать театр в условиях, когда он формально уже год находится в собственности государства. При этом оно не выделило на него ни копейки. Из 26 млн грн перевыполнения бюджета 4 млн грн мы отдаем на третий квартал. И у нас еще остается незакрытым четвертый квартал. Т.е. до конца года нам опять надо будет думать, как финансировать заработную плату сотрудникам театра. Нам с Николаем Дмитриевичем Сердюком пришлось многих убеждать. Мы настояли на своей позиции, считаем ее правильной и очень надеемся на то, что все-таки наши государственные мужи поймут, что в Государственный бюджет нужно срочно вносить изменения и выделять деньги не только на заработную плату, но и на поддержание сложных машин и механизмов театра. Потому что много проблем лежит уже даже не в плоскости строительства и монтажа, а в полкости эксплуатации. Любое оборудование, а тем более такой сложный организм, как оперный театр, нуждается в постоянной поддержке и постоянном финансировании разных сервисных моментов.
Почему мы не обращаемся? Наверное, потому что любое обращение должно иметь какую-то смысловую нагрузку. А об этой проблеме наверху знают все. Поэтому проблема сложная, и пока, к сожалению, кроме нас самих, ею никто не занимается.










