Не так давно решила побывать в Одесской музыкальной школе № 7 на поселке Котовского, где когда-то училась по классу виолончели, и была приятно удивлена. К ДМШ, расположенной в здании общеобразовательной школы № 44, вела хорошо заасфальтированная, а не разбитая, как раньше, дорожка. Появились фонари. После вечерних занятий учащимся уже не нужно торопиться пробежать как можно быстрее темный отрезок пути до расположенных неподалеку жилых домов. Отремонтировали крышу и систему отопления, чтобы ребятишкам не приходилось заниматься в холодных классах. На новых окнах установили решетки, выполненные в виде скрипичного ключа и нот на нотном стане. Это сразу создает определенное настроение, еще до того как услышишь доносящиеся из классов звуки фортепиано и скрипок.
В коридоре юные музыканты оживленно обсуждали ход экзаменов. Обратила внимание, как часто звучит имя Оксаны Николаевны Григорьевой – нынешнего директора ДМШ № 7. Воспитанники волновались: как-то она оценит уровень их выступления? Значит, директор – не просто администратор, а осталась действующим ярким музыкантом-профессионалом, к чьему мнению относятся особенно уважительно.
Возвращение из ниоткуда
Увиденные перемены обрадовали. Мне стало любопытно, как в нынешних непростых условиях удалось вернуть в музыкальную школу конкурсы не только в класс фортепиано, но и в классы скрипки и виолончели. Я прекрасно помню время, когда ввиду отсутствия учеников педагоги оставались без работы по специальности, отправлялись торговать на рынки, а будущее музыкальных школ представлялось печальным. Тогда на обучение вынуждены были брать детей практически без музыкального слуха, чтобы хоть как-то оттянуть момент закрытия ДМШ.
– Я училась в ДМШ № 4, на Слободке, – рассказывает Оксана Григорьева. – Директор школы Владимир Данилович Стаховский тогда проводил эксперимент, набирая для обучения игре на виолончели пятилетних ребятишек. Это возраст, когда внутренний мир растущего человека начинает настраиваться на окружающий мир. Владимир Данилович предположил, что музыка может помочь осуществить такую настройку тонко и правильно. И оказался абсолютно прав.
После окончания Одесского музыкального училища и музыкально-педагогического факультета Южноукраинского педагогического университета им. К.Д. Ушинского Оксана Николаевна стала претворять в жизнь идеи Стаховского, выступила инициатором создания струнного квартета педагогов школы «Вернисаж». К ней присоединились скрипачки Татьяна Гудкова, Виктория Матвеева и Ирина Юрчик. Они репетировали утром, до начала занятий, а также в выходные дни. Коллектив выступал в общеобразовательных школах, играл на свадьбах, сопровождал официальные мероприятия. И вера в то, что музыка всегда найдет своих приверженцев, начала оправдываться: все больше детей хотели обучаться игре на фортепиано, виолончели, скрипке, баяне.
Арина Знаменок выросла в многодетной семье. В течение шести лет занималась по классу фортепиано. А в четырнадцать заявила родителям: «Хочу стать виолончелисткой!». Казалось бы, начинать осваивать новый инструмент было поздно, но твердый характер девочки позволил ей за два года выполнить программу 6-го класса, поступить в музыкальное училище, показав на вступительных экзаменах отличные результаты. Сегодня она выступает с филармоническим оркестром, другими коллективами. Собирается поступать в ОНМА им. А.В. Неждановой.
Оля Подольская свой выбор в пользу виолончели сделала, когда ей еще не было и трех лет. Впервые на сцену она вышла уже через полгода. Сидя на стуле, Оля тогда даже не доставала ножками до пола. На первый свой конкурс девочка поехала в шесть лет. Музыка постепенно уравновесила взрывной темперамент ребенка. Сегодня она – стипендиат Одесского городского головы и председателя ОГА.
– Не надо думать, что музыкой стоит заниматься только для того, чтобы в будущем она стала вашей профессией, – считает Оксана Григорьева. – Ее язык универсален и помогает человеку реализоваться в самых разных сферах. Наша воспитанница Аня Соловей стала модельером. Но когда она еще только училась своей профессии, педагоги обращали внимание на более тонкие и гармоничные, нежели у ее однокашников, силуэты моделей.
Вова Подопригора занимался в нашей школе четыре года. Затем его семья уехала в Голландию. Там он стал специалистом по компьютерам. Но купил виолончель и с удовольствием играет в любительском оркестре.
Чудо созидания
Оксана Григорьева четыре года проработала в школе раннего развития с самыми маленькими ребятишками. Создала для них шумовой оркестр, занималась вокалом.
– Дети, испытывающие трудности в общении со сверстниками, измученные конфликтами между родителями и с родителями, неуверенные в себе, меняются, когда начинают заниматься музыкой, – говорит Оксана Николаевна. – В их жизни появляется то, чего нет у одноклассников, друзей, – возможность говорить на языке музыки. Как следствие, повышается самооценка, меняется ступень, занимаемая в иерархии детского коллектива. Кроме того, игра в ансамбле – это маленькая модель мира, в котором ребенок учится слышать других, а значит, быть эффективным членом коллектива.
Оксана Николаевна считает, что заинтересованное обсуждение занятий и произведений, исполняемых юными музыкантами, и даже участие в высадке цветов (в планах – украсить пришкольную территорию розами цветов штандарта города) помогают сохранять доверительный диалог между родителями и детьми, упрощают решение проблем переходного возраста.
Во имя диалога поколений ДМШ № 7 в мае этого года стала инициатором уникального конкурса, на котором выступали ученики и их педагоги. Это стало заметным событием в культурной жизни Одессы, возможно, прообразом будущего фестиваля.
В этом году ДМШ № 7 исполняется 50 лет. За полвека работы школа превратилась в современный храм музыки в самом густонаселенном районе города. Коллектив доказал, что способен оставаться конкурентоспособным в любых условиях. Его постоянно поддерживают руководство города и профильных департаментов. Каждый год сюда приходят десятки малышей. Можно не сомневаться, что их музыкальное образование находится в надежных руках настоящих профессионалов.


























