Много музыки хорошей и разной

ODESSA CLASSICS. Впечатления слушателя. Часть вторая

(Продолжение. Начало в номере «ОВ» за 09.06.2018 г.)

Новый музыкальный мир

Самым ожидаемым событием музыкального фестиваля было выступление британского скрипача Даниэля Хоупа. Обладатель множества престижных премий, входящий в мировую топ-пятерку ныне концертирующих скрипачей, он заявил в программе исполнение цикла «Времена года» Антонио Вивальди в классическом варианте и «Vivaldi Recomposed» – новой версии произведения, написанной современным английским композитором Максом Рихтером. Вот это самое «воссоздание» (recomposed) и было для меня главной интригой. В записи я это слушала. Но как звучит вживую скрипка Гварнери дель Джезу, созданная в первой половины 18 века, мне слышать не приходилось.

Перед концертом, общаясь с журналистами, Даниэль Хоуп выразил свой восторг относительно здания Одесского оперного театра и смело предположил, что оно одно из лучших в мире. Отвечая на вопрос, в чем же разница между классическими «Временами года» и их новой версией, музыкант сравнил это со старинной картиной, которую изъяли из старой рамы и поместили в новую. Но эта «новая» – не деревянная… «Электронная?» – предположил кто-то из моих коллег. «Другая», – загадочно улыбнулся скрипач. Потом в зале, предваряя исполнение «Vivaldi Recomposed», он рассказал короткую историю ее возникновения. Когда Макс Рихтер предложил переписать для Хоупа «Времена года», скрипач удивился: «А что, есть проблемы с оригиналом?» «Нет,– ответил Макс.– Но я создам новый музыкальный мир».

И создал! Новая «рама» оказалась музыкальным космосом… Огромным, динамичным, пульсирующим, наполненным и дышащим звуками. Молодые музыканты из Берлинского камерного оркестра искусно создавали этот звуковой объем, а старинная скрипка, носящая имя польского скрипача Кароля Липинского, не просто воссоздавала оригинал Вивальди, а стала центром новой музыкальной вселенной… Музыку пересказать нельзя. Можно только поведать об ощущении достижения некоей высокой орбиты радостных переживаний.

Этому внимал зал, в котором от первого до последнего ряда взгляд не обнаруживал ни единого свободного места.

Аллюзия по поводу…

Неожиданная, но точная фраза о том, какое впечатление производит Берлинский камерный оркестр, долетала до моего уха из гущи зрительского потока: «Молодые, а играют как боги!». Подтверждение этому пришло и в следующий фестивальный вечер в филармонии, когда на смену скрипачу-виртуозу пришел пианист-философ. Себастиан Кнауэр не только ведущий немецкий пианист, но и один из самых известных в мире исполнителей музыки Баха.

И Даниэль Хоуп, и Себастиан Кнауэр обладатели премии ECHO KLASSIK AWARD как музыканты, создавшие проекты, расширяющие границы классики. На сей раз слушателям было представлено не воссоздание оригинала в новом обрамлении, а современная аллюзия на музыку Иоганна Себастьяна Баха, которую написал иранско-немецкий композитор Араш Сафаян. Проект назван «UBER-BACH». Это немецкое «uber» переводится как – «из-за», «по поводу», «сверх», «про», «через»… И каждое из значений по-своему подходит произведению, стилизованному «под Баха», намекающему на общеизвестное, но созданное современным видением музыки, новыми возможностями и даже необычными для старинной партитуры инструментами – например, виброфоном (над которым «колдовал» Паскаль Шумахер). И из всего этого и высокого мастерства исполнителей вновь воссоздается музыкальный кос­мос.

Предваряя исполнение «UBER-BACH», Себастиан Кнауэр попросил слушателей не аплодировать в паузах, накопить и удержать эмоции до финала. Думаю, что многие присутствовавшие в зале, были ему за это благодарны, потому что мы услышали цельное многогранное произведение, прерывание которого аплодисментами было бы равнозначно разрушению.

Музыка, открытая для всех

Концерт восьмого дня фестиваля проходил на Потемкинской лестнице. Это была третья встреча слушателей с Берлинским камерным оркестром под руководством известного скрипача и дирижёра из Бельгии Майкла Гуттмана. 

И снова имена, знакомые всему миру. Самое яркое из них – Захар Брон, не просто знаменитый скрипач, но педагог, профессор. Своим учителем его называют лучшие современные исполнители – Венгеров, Хоуп, Репин, Гаррет… С Одессой профессор Брон связан некоторой частью своей биографии: он выпускник музыкальной школы имени Петра Столярского. А ныне сам подвергает «ювелирной огранке» таланты у себя в швейцарском Цюрихе, где успешно работает его музыкальная академия.

Выйдя к прессе перед началом концерта, Захар Нухимович назвал одесский музыкальный фестиваль «замечательным» и пожелал, чтобы его история продлилась долго. Брон открывал программу этого вечера как юбиляр – сравнительно недавно ему исполнилось 70 лет. То, что он очень почитаемый в нашем городе человек, стало очевидным уже на следующий день, когда на встречу с ним и на его мастер-класс в школу Столярского пришло огромное количество юных дарований с родителями и без.

Кстати, в концерте «оpen air» было выступление одного из восходящих талантов, уже зарекомендовавшего себя в детском фортепианном конкурсе имени Серафимы Могилевской, который впервые состоялся в рамках фестиваля ODESSA CLASSICS. Это был победитель конкурса киевлянин Роман Федюрко.

Вечер на Потемкинской лестнице состоял из популярной классики, саунд-треков к фильмам, видео-инсталляций. Все это привлекло аудиторию, которая плотно разместилась на знаменитой лестнице от подножия сцены до памятника Дюку Ришелье и откликалась щедрыми аплодисментами на каждое выступление.

Два последних вечера

В программе фестиваля были не только концерты, но и проекты, которые собственно музыкой не являются, но состоят с ней в близком духовном родстве. Особенный среди них – «Ностальгия по вечности» – посвящен кинорежиссеру Андрею Тарковскому. Проект пользуется большой популярностью в Европе. Это синтез кино, слова и музыки. Фрагменты фильмов, знакомых и дорогих нескольким поколениям не только советских людей,– «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало», «Солярис», «Ностальгия»… шли без звуковой дорожки. Они сопровождались чтением дневниковых записей, отрывков из книг Андрея Тарковского, его размышлениями о жизни и искусстве. Чтение чередовалось с музыкальными фрагментами, в которых изумительно тонко подобранную музыку исполнял итальянский дуэт GAZZANA (фортепиано и скрипка). Кстати, в звуковом ряду вместе с музыкой Баха, Пярта, Мессиана прозвучали и произведения живой легенды украинской классически Валентина Сильвестрова. 

Это был философский вечер. Его настроение можно было назвать минорным только в значении – элегии, философского раздумья над вечными проблемами жизненного выбора. Представлял проект его автор – сын режиссера, тоже Андрей, ныне живущий в Италии. 

Последний аккорд фестива­ля оказался не утомленным, а­ напротив – свежим, энергичным.­ Дыханием музыки Сергея Рах­манинова наполнили зал филармонии три замечательных исполнителя – виолончелист Антонио Менезес, скрипач Майкл Гуттман и пианист Алексей Ботвинов. Три профессионала играли так легко и увлеченно, что музыка превратилась в наслаждение как таковое… Расставаться с фестивалем уже не хотелось.

Эту мимолетную грусть развеяло сообщение, которое пришло от Даниэля Хоупа: «С восторгом сообщаю новость о тесном творческом сотрудничестве с замечательным фестивалем ODESSA CLASSICS с 2019 года. Алексей Ботвинов и его команда проделали великолепную работу по созданию этого фестиваля в своем прекрасном историческом городе. Для меня невероятно волнительно и вдохновляюще думать о множестве моих музыкальных кумиров и их роли в одесской музыкальной жизни: Петре Столярском, Давиде Ойстрахе, Натане Мильштейне, Бусе Гольдштейне, Эмиле Ги­лельсе, Святославе Рихтере, За­харе Броне и многих других. С нетерпением жду новых музыкальных встреч в Одессе!»

Перебирая в памяти впечатления от всего, что было представлено на четвертом ODESSA CLASSICS, останавливаюсь на мысли о том, что трудно определиться с предпочтениями. Да и надо ли?! Ведь фестиваль при всем его масштабе, разнообразии, профессиональном уровне исполнителей превратился в яркий музыкальный праздник. Невозможно представить – сколько усилий, времени, энергии было затрачено большим количеством людей для того, чтобы праздник состоялся. В эпицентре всего этого колоссального действа, конечно же, находился автор идеи, президент фестиваля, народный артист Украины – Алексей Ботвинов. В процессе самого фестиваля мы видели, прежде всего, Ботвинова-музыканта, который легко и на равных играет и с Берлинским камерным оркестром, и с Майклом Гуттманом, и с Антонио Менезесом… Понятно, что столь авторитетные исполнители приехали прежде всего к коллеге, снискавшему авторитет одного из лучших в мире исполнителей музыки Рахманинова. 

Но праздник получился для нас всех! 

На снимке: Захар Брон

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті