Пронзенные чужой болью

День выдался нелегким – две операции, прием вновь поступивших больных, обход палат… Подводя итог, полковник медицинской службы Анатолий Квасневский испытал чувство удовлетворения. А затем, находясь наедине с собой в уютном кабинете с грамотами и сертификатами, картинами на стенах, аквариумом со снующими между ухоженной зеленью рыбками, раздумывал над тем, говорить жене и сыновьям о том, что он срочно отбывает в зону АТО или нет. Стоит ли их тревожить такой внезапностью сразу или оповестить потом, прибыв на новое место службы? Решил: лучше сказать все как есть теперь. Так и сделал, придя домой позже обычного.

Выслушав отца, братья-близнецы Евгений и Александр, аспиранты кафедры общей и военной хирургии Одесского медуниверситета в один голос заявили: 

– Отец, мы едем с тобой. На подмогу!

– А как же я? – спросила мужа и детей Светлана Богдановна и привлекла их к себе, таких родных и близких.

Так и сталось, что провела она своих мужчин на войну, гордясь тем, что сыновья решили в трудный момент быть рядом с отцом. А ведь их ждал трехмесячный летний отпуск. Но они безоблачному отдыху у моря в солнечной Одессе предпочли изнурительную работу на опаленном войной Донбассе. И не по приказу, а по зову сердца. Такими их воспитали медик Анатолий Яковлевич и педагог Светлана Богдановна. Научили с малых лет чужую душевную и физическую боль воспринимать как собственную. Не случайно после окончания школы перед ними не стоял вопрос, кем быть. Конечно же, врачами. Помогать людям, как отец.

Хирург-десантник 

Сельский паренек Толя Квасневский хотел стать милиционером. Но родители посоветовали выучиться на фельдшера. Послушал их – и выучился. В армии был фельдшером перевязочной медпункта мотострелкового полка. Отслужив срочную, поступил в Винницкий мединститут. После окончания 4-го курса перевелся на военно-медицинский факультет Саратовского медуниверситета. Став дипломированным врачом, надел офицерские погоны. 

Он хотел служить на Севере, познав его, когда, будучи слушателем медуниверситета, два месяца проходил стажировку в Мурманской области. Даже специализацию выбрал довольно специфическую – «врач общего профиля военно-морской авиации». После распада СССР украинец Анатолий Квасневский вернулся в родную Украину.

Служил в морской авиации (Ли­манское), а затем в знаменитой Болградской дивизии ВДВ. В Одесском военном госпитале – с 2003 года.

Почему стал урологом?

– Обучение в интернатуре меня к этому подтолкнуло. Кстати, тогда я сделал свою первую самостоятельную операцию – удалил солдату аппендицит. Я проходил интернатуру именно на базе нашего военного госпиталя. Пять месяцев мы изучали общую хирургию. И из всех ее ветвей меня больше всего заинтересовала урология. А через четыре года, в 1997-м, уже прошел обучение по урологии в Киеве, в Военно-медицинской академии. Именно особенностям работы урологического отделения и была посвящена моя дипломная работа, – поведал полковник медслужбы Квасневский. 

Он провел больше тысячи операций. Ставил на ноги уже безнадежно, казалось бы, больных. 

Запомнились многие. Памятны хирургические операции в Болграде. В своем большинстве – по поводу травм нижних и верхних конечностей. Десантники ломали руки и ноги во время прыжков с парашютом, занятий по рукопашному бою. Самого полковника Квасневского тоже можно смело причислить к «голубым беретам». За его плечами – 54 прыжка под куполом парашюта. Так что он, ординатор и начальник медицинского отделения, не только уверенно работал скальпелем, а и выполнял весь спектр специфических и нередко опасных задач, которые ставились перед «крылатыми пехотинцами». Вместе с ними, воинами-миротворцами, он должен был отправиться в охваченные братоубийственной войной Боснию и Герцеговину. Но первую его командировку в зону конфликта тогда отложили. А вначале 2000-х годов 1-ю аэромобильную дивизию бездумно расформировали. После этого некоторое время Анатолий Квасневский еще оставался в Болграде, где возглавлял хирургическое отделение гарнизонного госпиталя. Там судьба свела его с опытным военным хирургом Михаилом Бодиным. Это он, пробывший четыре года на войне в Афгане, учил тогда еще начинающего хирурга Квасневского тому, как ставить на ноги раненых ребят.

Но пришел час, расформировали и госпиталь, после чего Анатолий Яковлевич прибыл в Одессу. Это было 14 лет назад. С 2003 года он трудился старшим ординатором отделения урологии 411-го окружного военного госпиталя, а с 2008-го стал начальником клиники урологии и нефрологии Военно-медицинского клинического центра Южного региона, главным урологом Оперативного командования «Південь». 

На войне как на войне

Привычный ритм госпитальной жизни резко изменился, когда на нашу землю пришла война. Особенно жарко в операционной было летом 2014-го, когда борт за бортом в Одессу доставляли получивших на Донбассе тяжелые ранения. А летом 2016-го Квасневский – ведущий хирург сектора «Мариуполь» – в Володарском и сыновья в составе бригады военных хирургов спасали жизни бойцов и мирных жителей на передовой и в мариупольской больнице скорой помощи.

Их пути там пересекались редко. Но мысленно они были рядом, поддерживали связь в телефонном режиме. Как-то ночью в больницу привезли десятерых тяжело раненых ребят. 

До госпиталя могут не довезти их, надо срочно принимать меры. 

– Что делать? – спрашивали по мобильной связи у отца Саша и Женя. 

И он давал советы сыновьям.

Теперь те дни часто вспоминаются аспирантам Квасневским.

– За три месяца нахождения в зоне АТО мы хорошо усвоили, что все начинается с правильного проведения сортировки раненых, а также определения этапов оказания хирургической помощи. И тут главное – не упустить момент, не допустить промедления, которое может стоить жизни!

– Не жалеете, что не отдохнули летом? 

– Нисколечко. Да, жили в больнице и часто проводили ночи в операционной. Там, где постоянно стреляют, ты по-особому воспринимаешь свою ответственность за жизнь людей, – поделился мыслями Александр. 

И Евгений поддержал брата.

На Донбассе им неоднократно доводилось на «вертушке» сопровождать изувеченных войной бойцов. Бывало, сделают все необходимое в Мариуполе, а затем доставляют раненых в Днепр, в больницу имени Мечникова или в военный госпиталь. Потом своим ходом, на перекладных, возвращаются назад, в зону АТО, где отец вместе с другими хирургами спасает солдат. 

Трио Квасневских выдержало этот непростой боевой экзамен. Вернулись домой всей семьей, ведь это тревожное лето провела в Мариуполе и верная супруга, заботливая мать Светлана Богдановна. Не захотела она оставаться в Одессе, когда родные люди ушли на войну. Да, снимала за свой счет квартиру. Да, редко видела мужа и сыновей. Но все же была рядом с ними, молила Бога, чтобы их миновали шальные пули и осколки. И это придавало ей сил, вселяло уверенность, что все будет хорошо.

Помогает боевой опыт

Анатолий Яковлевич сегодня трудится на своем постоянном служебном месте. К сожалению, очередь пациентов к нему на прием всегда большая. Недуг приводит сюда многих людей. Получившие бесценную трехмесячную практику в зоне АТО Женя и Саша продолжают обучение в аспирантуре медуниверситета, совмещая учебу с работой и дежурствами в поликлинике, больнице и преподаванием для студентов-медиков. Да, им уже доверили подготовку будущих врачей-хирургов. К слову, ректор вуза Валерий Запорожан очень высоко оценил поступок братьев Квасневских, добровольно поехавших на войну на Донбасс. На свое имя он получил благодарность за их работу от командования сектора «Мариуполь» и руководства мариупольской больницы скорой помощи. Вот только слегка пожурил своих аспирантов за то, что они сами не рассказали ему, где провели свой летний «отпуск», что награждены медалью «За оборону Мариуполя» и знаком отличия «За безупречную медицинскую службу». Зато доверил им, единственным из всех студентов и аспирантов вуза, побывавшим в АТО, теперь уже самим преподавать.

Они не жалеют, что поступили так, как поступили. В следующем году, если потребуется, братья-близнецы Квасневские вновь готовы отправиться в зону АТО. 

– Зачем вам это? Ведь вы не военные врачи, – задали мы вопрос.

– Во-первых, боевой опыт поможет уверенно чувствовать себя в мирной обстановке. В той же Одессе хватает случаев, связанных с применением огнестрельного оружия. Последствия бывают самые тяжелые. И чем больше у тебя врачебной практики, тем больше вероятность, что в самых сложных ситуациях не растеряешься и сможешь сделать все во избежание летального исхода, – сказал Александр. 

А Евгений добавил:

– Во-вторых, полученный в зоне АТО опыт лечения боевых травм мы учитываем при работе над диссертациями. Его уже не раз использовали, дежуря в одесской горбольнице.

Такой вот жизненный путь выбрали отец и сыновья Квасневские. На них, преданных своей профессии, всегда можно положиться. Они никого не оставят в беде. Теперь к дорогим семейным реликвиям Квасневских добавился Знак отличия Президента Украины «За участие в антитеррористической операции», врученный недавно Анатолию Яковлевичу.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті