Зигзаги судьбы

(Ко Дню поэзии и театра)

На исходе первый месяц весны. День поэзии, накануне международного Дня театра… Медленно падает пушистый снег – последний бонус уходящей зимы. Он тревожит человеческое сердце, и вспоминаются слова Константина Паустовского о том, что любовь – это, может быть, густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи. И о том, что бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставшими их очевидцами.

Послушать такие истории библиотека имени писателя-романтика Константина Паустовского пригласила поклонников поэзии и театралов. Здесь провели авторский литературно-театральный вечер поэта, прозаика, искусствоведа и публициста Елены Ананьевой. Здесь она впервые открыла для слушателей страницы своего семейного альбома, на которых – история ее семьи, как часть истории интеллигенции 1930-х годов, эмигрировавшей в Китай, воспоминания о выдающихся личностях их былого окружения, зигзаги их судьбы.  

Значительное место в альбоме занимает история одной из родственных ветвей Елены – ее тетушки, оперной певицы Марии Рассадиной, которую еще в младенческом возрасте, после смерти ее родителей, из Красноярска в Харбин вывезла близкая родственница. В то время там проживало много русских граждан, строивших китайско-восточную железную дорогу и работавших там много лет. Многие из них не пожелали возвращаться на родину. Мария Рассадина пела в театрах Шанхая, Харбина. Любимой ее партией была партия Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В Шанхае ее приятное сопрано в театр приходил послушать живший там певец Александр Вертинский, который выступал в кафешантанах. Их дружба продолжалась и после возвращения в 1947 году Рассадиных в Советский Союз. Их путь лежал через Владивосток – Казань – Москву – Одессу. Некоторое время они жили в московской квартире Вертинского. Подружились и с Клавдией Шульженко.

Мужем Марии Андреевны был главный врач КВЖД, в Шанхае родился их сын Леонид – кузен Елены Ананьевой, который и помог ей уточнить некоторые неверные подробности в ее эссе о семье, опубликованные в газете «Одесский листок».

Зигзаги судьбы Леонида также полны событий, но уже новой эпохи. Он получил образование в московском институте иностранных языков и стал известным журналистом-международником, писал репортажи из горячих точек, осветил и вывод советских войск из Афганистана.

Адольф Бродский – еще одна выдающаяся личность со своей историей, запечатленной Еленой в семейном альбоме. Он – скрипач-виртуоз, основатель выдающегося камерного оркестра, профессор. В Париже познакомился с Э. Григом, Сен-Сансом, И. Тургеневым, вел эпистолярное общение с П.И. Чайковским…

Нашей талантливой землячке судьба тоже начертала свои зигзаги жизни. Елена Ананьева – коренная одесситка. Закончила филологический факультет (1975 г.) университета им. Мечникова, студию киноактера, которой руководил режиссер В.Н. Левин.

Сейчас она проживает в одном из небольших городков Германии вблизи Франкфурта-на-Майне, профессионально занимается переводами книг с немецкого на русский. Елена Ананьева  – автор шестнадцати книг поэзии, прозы, публицистики.  

Хорошие голосовые данные позволяют ей петь в хоре кафедрального собора. При поддержке мэра городка она организовывает и осуществляет культурологические и благотворительные проекты, проводит выставки.

Елена – президент Международной общественной ассоциации «Содружество соотечественников Глория», член Международной гильдии писателей, Международной ассоциации журналистов, член Украинской ассоциации писателей. А еще – создатель, организатор и ведущая Международного многоуровневого конкурса имени де Ришелье в Одессе; создатель и куратор группы – ассоциация художников «Золотые мастера Одессы». Поэт и прозаик принимает участие в проведении крупной международной книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне и представляет на ней творчество одесских авторов.

Ее новая электронная книга – пьеса «Рукопись № 416, или Скульптор Борис Эдвардс» ждет читателя, и автор мечтает о постановке пьесы в театре. 

С эссе Елены о семейных историях – «Витражи» – слушателей познакомила артистка филармонии, лауреат литературных премий Елена Куклова, музыкальный подарок «Ноктюрн» Е. Крылова преподнес музыкант, заслуженный работник культуры Украины, профессор культурологии Евгений Лукашов, а Александр Апаринов обеспечил компьютерно-тематическое оформление авторской программы. Благодаря ему мы увидели на экране портреты героев эссе и фильм «Вертинский и Киев».

Киевский период биографий Александра Вертинского и Константина Паустовского созвучны их обучением в начале ХХ века в Первой Императорской гимназии, которую Вертинский не закончил. У каждого по-своему сложилась творческая судьба.

Константин Паустовский начинал как поэт, но по совету Ивана Бунина стал автором прозы, которая полна поэзии и ритма, создает свою «Золотую розу» – о писательском труде и назначении поэта, искусства.

А к театру он относился как к путешествию в волшебную страну. Каждый спектакль, – по его словам, – как был в детстве, так и остался до зрелых лет и праздником, и мученьем.

Следует упомянуть и о том, что в 1919 году Константин Паустовский работает в редакции киевской газеты «Театр», в более зрелые годы пишет пьесы, которые многие театры включили в свой репертуар, далее он – театральный критик, автор рецензий. Он писал о работе театров над пьесами, о том, что оформление спектакля – это воздух пьесы, о том, что актер должен быть мыслителем и художником, профессионалом.

Паустовский знал, что даже самое легкое, почти незаметное прикосновение к подлинному искусству вызывает в душе чувство свежести и внутренней чистоты, чувство значительности нашего человеческого существования и глубокого очарования жизни.

Светлана КУЗНЕЦОВА, ст.н.с. музея имени К.Г. Паустовского

Выпуск: 

Схожі статті