«Сделано ногами»

 Театр Танца Алексея Гилко и Сильветты Атаулиной, школа степ-танца  «Умелые ноги»  и студия Фламенко  объединяют  талантливых людей, которым свойственны кураж, чувство ритма и жажда импровизаций. За годы своего творчества  коллектив «Умелые ноги»  приобрел  известность далеко за пределами Украины. Многие его участники стали  неоднократными призерами и лауреатами различных  международных фестивалей. Алексей Гилко – художественный руководитель и хоре­ограф-постановщик.

– В наше время выросло число хореографических студий, которые посещают люди разного возраста. Однако, ваша школа «Умелые ноги», как с момента основания, так и по сей день является единственным коллективом в Одессе, популяризирующим степ. 

Справка: Степ или Tap Dance — эти названия принадлежат динамичному танцу, суть которого заключается в ритмичных ударах ног о твердую поверхность для создания ритмичных ударных звуков. Степ является смесью различных танцевальных направлений: африканских, английских, ирландских.

– Вы, Алексей, работаете в паре с Сильветтой Атаулиной. Расскажите о вашем совместном творчестве. 

– Наше совместное творчество началось более двадцати лет назад, когда мы стали преподавать. Параллельно мы занимались фестивальной деятельностью, поездками, постановками и организацией танцевальных шоу, чтобы все видели и знали, что мы делаем. Наша пара, можно сказать, пара по жизни, Сильветта – мать моей дочки. У нас все совместное – дом, школа, танцы, репетиции, поездки. Она больше занимается испанским фламенко, а я в основном современной хореографией и степом. В свое время я ее научил степу, а она уже придумала новые формы. Поскольку Сильветта актриса, она комбинирует элементы степа и фламенко и создает всякие постановки и номера. Вместе мы цепляем туда клоунаду и эксцентрику. 

Также и в работе с детьми мы объединяем наши усилия. Я в основном ставлю техническую сторону, а Сильветта артистическую – руки, ножки, лица, эмоции, характер и образ. В идеале получается очень хорошая картинка. В принципе-то разделения нет, начиная с нуля, мы делаем все вместе.

– Какова история возникновения «Умелых ног»? Вы начинали с легендарным Эмилем Гледом?

– Первые уроки танца мне дал бальник Марич, потом я учился у Дьяконова, человека, который стоял у истоков современной хореографии в Одессе и основал ансамбль танца «Детство». Ему, кстати, принадлежит авторство названия «Умелые ноги». Произнесенная в шутку фраза, закрепилась навсегда. Аналогичного названия нет в нашей стране, да и в других тоже не встречал.

Занимаясь в Холодильном институте, я и там танцевал в эстрадной школе танца. Но когда все репетировали, я все время спешил, торопился, и понял почему, первый раз обув степовки. Лирика и балет – это было не мое. А вот уже чечетке меня научил Эмиль Глед, который в молодости танцевал со своим братом в оркестре Утесова. Это было за много лет до появления нашего коллектива. Был Советский Союз со всеми его запретами. О степе ничего не было известно. Такие танцевальные номера не вставляли в концерты. Впервые этот танец зрители увидели в популярных фильмах «Зимний вечер в Гаграх» и «Мы из джаза».

Позже я на степ посмотрел по-другому и понял, что в нем больше интересных граней, чем мне дал Глед. Он мне дал какой-то пятигранник, дал чечетку, а хотелось гораздо больше. И вот тогда мы с Сильветтой и Айей Перфильевой начали «доставать» этот степ. Айя – танцовщица, актриса пластической драмы, выступает в стилях фламенко, степ, джаз-модерн, показала самые сложные первые шаги. Мы собирались после работы, иногда даже по ночам, и прямо на улице возле колоннады танцевали. Таким образом, мы не только познавали это искусство, но и жадно наслаждались им.

– Получается, что вы вырвали степ из того вакуума советских запретов и возродили его, открыв школу?

– Начали мы еще на улице Жуковского в балетной школе, а в 2000 году переехали во Дворец культуры Леси Украинки. Там, только спустя лет десять, у нас появился свой зал, а до этого мы танцевали где угодно – в свободных помещениях, в коридорах, в проходах, между этажами… Сначала мы сами выступали. Потом появились ученики. Стали ездить на фестивали. В те годы в нашей стране степ был совершенно непознанным, и мы фактически сами делали его таким, каким он был в нашем представлении, учитывая знания, которые получали в Америке и Европе. Сегодня наши традиции продолжают ученики, которые стали взрослыми. А степ свободно шагает в нашей стране и везде в мире.

– У вас в объявлениях говорится про возраст «набор от 5-ти и до бесконечности». То есть, восполнить упущенное никому не поздно? 

– Сейчас в составе «Умелых ног» занимаются люди разных возрастов, но для танца в ритме степ это не имеет никакого значения, он доступен каждому, было бы желание.

Самому старшему Николаю Олияненко 82 года. В молодости он увлекался народными танцами и посещал Дворец культуры Одесской железной дороги, где, кстати, тоже впервые увидел Гледа. Директор Дома культуры со своей женой работали в этом коллективе, а Глед приходил на репетиции, потому что был с ними знаком. Тогда все знали его как корреспондента и фотографа, который посещал матчи Черноморца, и всегда с жадностью слушали его рассказы, не догадываясь, что до войны он работал с Утесовым и вообще умеет танцевать. 

Люди того поколения узнали, что такое степ только, когда на экраны вышла картина «Серенада солнечной долины». Николай рассказывал, как это запало в душу, и как они мечтали, чтобы кто-то мог научить их так танцевать. А Глед тихо сидел себе, молчал, потому что тогда все это было под запретом. К нам Николай пришел заниматься, когда ему было 68 лет. Принимал участие в шоу «Україна має таланти» и даже дошел до полуфинала. Мы и сейчас репетируем, ставим новый номер. Любовь к степу он привил своей внучке, которая тоже танцует.

– Для ваших учеников танец, если не стал профессией, то остался любимым делом, которым они продолжают заниматься? 

– За время нашего существования множество учеников получили знания базовой техники, познакомились со спецификой жанра, историей, особенностью сценического движения. Некоторые из них существенно продвинулись в танцевальном совершенствовании и стали гордостью нашего коллектива. Это и Сергей Остапенко – лауреат различных конкурсов и фестивалей, Ия Рождественская – родоначальница значительного успеха школы, Александр Останин, с выступления, которого на «Степ – Параде 99» в Москве с номером «Гуляющие ботинки» началось шествие Одесской школы «Умелые ноги» по международным фестивалям и конкурсам. Миша Бухман сейчас в Израиле, Игорь Ражев – первый и единственный тогда в стране лучший танцор ирландского степа – на Кубе. Но чем бы и где бы они не занимались, встречаясь, обувают степовки и «дробят», помня все, что мы ставили им много лет назад. Конечно, мы себя тоже все время вдохновляем, выезжая на конкурсы. В свое время мы ездили на фестиваль в США (Яна Делиева, Сильветта и я), где увидели настоящий степ.

– Расскажите как «Умелые ноги» покорили Лос-Анд­желес. 

– В 2006 году одесситы впервые в культурной истории независимой Украины приняли участие в Международном Лос -Анджелесском фестивале – «L.A.Tap Fest 2006», который проходил в залах Танцевальной Академии Debbie Allen. В программе фестиваля прошли 75 мастер-классов именитых звезд мирового степа, среди которых: Dianne Walker, Aaron Tolson (участник Мирового Турне «Riverdance»), Chloe Arnold, Harold Cromer, Skip Cunningham и многие другие легенды степа.

Мою хореографию и постановку  этого номера  высоко оценили компетентные зрители.  Для них, прародителей этого жанра, было удивительно увидеть уровень одесситов, что послужило хорошим основанием для дальнейшего сотрудничества наших и американских танцоров  и развития степа в Украине.

Также в программе фестиваля состоялся Jam всех участников, где «Умелые ноги» представили номер-призер Чемпионата мира в Германии 2004 года «Big Spender». За 10 дней, проведенных в США, мы вынесли оттуда главное – это принципы технических сложностей, основные, базовые движения и, пожалуй, самое бесценное – это глубокие традиции жанра, к которым нам посчастливилось прикоснуться. Можно сказать, что мы привезли на наш материк новое видение степа, новый стиль, подход к обучению, новые шаги и мощный заряд энергии на будущее. 

– Знаю, что вас связывает с Америкой еще одно имя – Майкла Джексона. До сих пор в Одессе кроме вас нет никого, кто бы нес его культуру и делал бы это правильно и так тонко. 

 – Джексон – это отдельная история (улыбается). Я первый в нашей стране сделал номер Джексона, совмещенный со степом, и это был нонсенс, который удивлял всех на международных конкурсах. Хореография Джексона и степ – это редкий синтез и тот же самый совмещенный джаз. В мире очень мало танцоров, танцующих одинаково хорошо оба стиля. После этого номера меня долго так и называли «Леша Джексон». Я и сейчас могу надеть костюм и станцевать так, как 20 лет назад. 

– У нас уже определено, что Георгий Делиев – лицо клоунады, он сделал фестиваль клоунов, Юрий Кузнецов – лицо джаза, основатель фестиваля Odessa JazzFest, Филимонов – Джентльмен-шоу, а лицо современного степа не вы, а Саша Астанин. Нет ревности?

– Нет. Наоборот, мы как создатели, радуемся, что наше дело имеет продолжение. В нашей истории уже записано, что мы были те, кто организовал первый степ-карнавал и первый фестиваль степа «Золотые шнурки». Молодежь растет, но и мы не сдаемся. Наши бывшие ученики делают свои проекты, а к нам присылают уже своих учеников, для того, чтобы отшлифовать какие-то номера, доверяя и зная, что умеем именно мы. 

Что касается степа, то здесь – Одесса впереди планеты всей, и одесситы, действительно, лучшие танцоры степа на территории бывшего СНГ.

Саша Останин – трехкратный чемпион мира сделал Odessa Tap Festival, на который приезжают для выступления и обмена опытом танцоры со всего мира. Как бы мы не соревновались и не ссорились здесь в Одессе, конкурсы научили нас понимать, что работа каждого и всех нас вместе, это достижение одного города, который мы представляем. Нигде нет такого уровня школы и такого количества достижений как у нас. 

Коллектив «Умелые ноги» постоянный участник шоу-проектов Дома клоунов, где мы провели более 15 концертов, и даже смогли привнести что-то новое. Например, до нас театр не был готов к живому звуку, там никогда не было музыкантов. А вместе с нами появились Юрий Кузнецов и музыкальные коллективы Jam Band и JULINOZA . На этом пространстве мы соединили танец и живую музыку, осуществив и свою давнюю мечту. Когда мы с Сильветтой только познакомились в Севастополе, танцевали вместе под банджо и барабаны. Аналогичное сочетание жанров на большой сцене увидели только в 2002 году в Москве, где танцевали мировые звезды степа под музыку оркестра Олега Лундстрема. 

– Недаром говорят, что Одесса – прародительница талантов. То ли земля такая благодатная, то ли смешение кровей… и надо эти таланты поддерживать. Думаю, что ваши ученики не представляют себя без вашей школы и без вас. Это не только их история, но и история Одессы творческой. 

– Лет десять назад начал ездить по миру работать по контракту. С одной стороны, когда уезжаешь, есть возможность узнать и привнести в свою работу что-то новое, а с другой стороны что-то теряется, надламывается. Когда я переставал преподавать в школе, очень переживал. Но, к счастью, нас двое, и школу держала Сильветта, которая, наоборот, считает, что здесь она как женщина имеет возможность полноценно заниматься ребенком, бытом, учениками, ходить в театры и развиваться. Я готов и могу спокойно ехать работать, благодаря ей. А педагогика никогда никуда не денется, это то, что я люблю, и чем буду всегда заниматься. 

Еще я собиратель. У меня есть все наши видео материалы. Это около 50-ти кассет: самые первые танцы и постановки, покорение разных стран, первые чемпионаты Европы и материалы последних лет. Сейчас работаю в Студии одесской мультипликации на Одесской киностудии, и стараюсь наладить процесс оцифровывания этих кассет. Однажды сев за компьютер, почувствовал, что могу монтировать, делать видео, фонограммы, ролики.

– То есть не только ноги умелые, но и руки? А что на первом месте?

– Конечно, ноги (смеется)! Если говорят, что «в ногах правды нет», то мы добавляем, – в наших ногах правда есть.

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті