Валя разносит почту по <колхозной стороне>села. Точнее, развозит
ее на своем стареньком велосипеде. Без него, надежного помощника, дня
бы не хватило, чтобы успеть туда, где ее ждут, даже в выходные.
Ведь надо не только рассовать по ящикам периодику, выдать
на руки пенсию, но и побеседовать. На другом участке можно было
бы обычным приветствием обойтись, а на Валином так нельзя
поступить.
На <колхозной>проживает больше стариков, чем на <совхозной>. Так сложилось. Родительский дом Дьяченко находится как раз в густо населенном пенсионерами микрорайоне Кучурган. Поэтому Валентине поручили его обслуживать.
- Она безотказна в работе, - рассказывает начальник отделения связи В.П. Колобова. - Перешла к нам из соседнего отделения четыре года назад, имея уже большой опыт в почтовом деле. Жители Павловки до сих пор жалеют, что остались без такой помощницы. Одна из тамошних жительниц по сей день приезжает к Валентине советоваться.
Чаще всего спрашивают о начислениях пенсии. С ответом откладывать нельзя. Валентина старается сразу передать просьбу своему начальнику, та связывается со специалистом районного управления Пенсионного фонда
О.А. Татарчук, консультируется.
- И в тот же день Валентина не поленится во второй раз заехать к пенсионеру, чтобы прояснить ситуацию, - рассказывают о почтальоне.
Если просят о чем-то другом, не связанным с работой, <грубку подмазать>, <белье постирать>, то Валентина вместо себя предлагает другого помощника, готового услужить старикам. Особенно об одиноких печется. Пенсионеров на участке свыше двухсот. Они понимают, что на всех, как говорят, ее не хватит. Поэтому частенько наведываются к ней сами.
- У тебя, Николаевна, прямо-таки филиал на дому, - шутят соседи,
- то ли собеса, то ли почты.
Она привыкла к своей роли советчицы по широкому кругу вопросов и постоянно готовится к беседе. Например, ежедневно читает свежую прессу.
- Мой доставочный участок четвертый, - объясняет, как выкраивает время для чтения, - пока дойдет моя очередь разбирать почту, привезенную из области, перелистываю газеты.
Начинаю с <Одесских известий>:
Я поблагодарил Валентину Николаевну за доброе слово о родном издании.
- Не подумайте, что называю ее только из вежливости, - очень серьезно промолвила женщина, - я раскрываю ее каждый раз с надеждой на то, что промелькнет, наконец, закон, который ждем мы с дочерью. Она - инвалид первой группы, нуждается в пересадке почки. Это дорого, вы знаете. Вот мы и рассудили, что государство когда-нибудь да возьмет на себя часть расходов по трансплантации: А ваша газета публикует, по-моему, все законы, касающиеся социальной помощи.
Она не просила, не жаловалась. Даже подчеркнула то, что никаких претензий ни к обществу, ни к державе у нее нет. <Просто хочу>, - подобрала она слово, - <чтобы как-то цивилизованно>. Мол, не слепые же вокруг люди, видят, что надо помочь больному ребенку, ее матери, которая сама, без мужа, подымает своих детей:
Раз видят, значит, рано или поздно протянут руку помощи, уверена она.










