73 героиЧЕСких дня одессы

В черте города создавались внутренние полосы обороны, упиравшиеся тремя концентрическими дугами в море. Ежедневно 100 тыс. женщин, стариков и подростков с утра до поздней ночи снимали с мостовых булыжник и воздвигали баррикады, укрепляя их мешками с песком и глиной, устанавливали из сваренных рельсов противотанковые препятствия, приспосабливали полуподвальные помещения на перекрестках улиц и площадях под огневые точки, а водопроводные магистрали - для скрытного сообщения между районами города.

Кроме многочисленных опорных пунктов и огневых точек, в Одессе было возведено 243 баррикады, способные выдерживать удары 155-мм снарядов. С каждым днем обороны города все труднее становилось снабжать население продовольствием и водой. По решению обкома партии и облисполкома с 25 августа была введена карточная система на хлеб, мясо, жиры, сахар, крупу. Всего было выдано свыше 360 тыс. продовольственных карточек.

19 августа противник ворвался в Беляевку, захватил водонасосную станцию на Днестре и лишил в разгар лета население Одессы и войска источника снабжения пресной водой. В черте города срочно было оборудовано 6 буровых скважин, вырыто и отремонтировано 58 простых и артезианских колодцев. Но этого оказалось недостаточно. 10 сентября пришлось ввести карточки и на воду. Ежедневная норма составляла 4 - 5 литров на человека. Поливка парков, садов и улиц категорически воспрещалась. Для тушения пожаров использовалась морская вода. Приказом по гарнизону была введена в действие специальная санитарная инструкция, в которой указывалось, что для варки пищи и технических целей можно использовать и морскую воду. В ней также разъяснялось, как следует обрабатывать морскую воду перед употреблением ее для варки пищи и какие блюда готовить (борщи, гороховый суп, картофельное пюре, отварные макароны и др.).

Оставшиеся в Одессе предприятия, а также артели переключились на изготовление и ремонт военной продукции. Они освоили выпуск и ремонт 134 видов оружия, боеприпасов и различного снаряжения, необходимых фронту. За время обороны города его труженики изготовили 5 бронепоездов, 60 бронированных тракторов, 1262 миномета, 965 огнеметов, 310000 гранат, 247000 противотанковых и противопехотных мин, 90000 бутылок с горючей семью и 200000 запалов к ним, отремонтировали 2 самолета, 42 танка, 300 орудий, 962 пулемета, 600 автомашин, 1284 оптических прибора. Ремонтировались военные и пассажирские суда, поставлялись фронту взрывчатые вещества, пулеметные ленты, противотанковые рельсовые, проволочные препятствия, шанцевый инструмент и многое другое.

Самоотверженно трудились колхозники и рабочие совхозов, поставляя фронту и городу хлеб, мясо, молоко и овощи. На предприятиях и в пригородных колхозах встали на фронтовую вахту студенты. Вернулись на свои предприятия пенсионеры. Ушедших на фронт мужчин заменили на рабочих местах их жены, сестры и матери, обеспечивая армию всем необходимым для борьбы с врагом. С приближением фронта усиливались бомбардировки противником боевых порядков войск и города. Для укрытия мирных жителей помимо подвалов и погребов использовались знаменитые одесские катакомбы. В местах скопления - на бульварах и площадях, во дворах заводов и в жилых кварталах - было вырыто 4294 щели для укрытия от налетов вражеской авиации. На чердаках и крышах зданий постоянно дежурили группы самозащиты. Пренебрегая опасностью, они самоотверженно вступали в борьбу с огнем, обезвреживали зажигательные бомбы, тушили пожары. Женщины, состоявшие в санитарных дружинах, оказывали первую помощь раненым.

В ряды защитников города влилось 90% одесских коммунистов и 18 тыс. комсомольцев, а оставшиеся на местах находились на самых трудных и ответственных участках. Своим самоотверженным трудом, личным примером они вдохновляли беспартийных на трудовые подвиги, укрепляли моральный дух сограждан и их веру в победу. Движимые чувством горячей любви к Родине, рабочие и инженерно-технический персонал работали с огромным напряжением, часто по нескольку смен подряд.

Фашисты, предвкушая скорую победу, уже готовились к торжественному параду на улицах Одессы. В документе румынского командования, добытом разведчиками Отдельной Приморской армии, предписывалось: "Одессу взять к 10 августа, после чего дать войскам отдых". Но гитлеровцам пришлось еще не раз менять сроки взятия города. Советские воины сражались за каждый метр родной земли.

Имея многократное превосходство в силах и средства борьбы, противник наступал по всему фронту обороны Отдельной Приморской армии. Ее правый фланг, вследствие отхода 30-й горнострелковой дивизии вместе с частями 9-й армии оказался оголенным. В образовавшуюся брешь устремились части 72-й немецкой пехотной дивизии и румынской кавалерийской бригады. Для ликвидации назревавшего прорыва была брошена сформированная в Одессе прибывшим из Средней Азии генерал-майором И.Е. Петровым 1-я кавалерийская дивизия. Два дня конники отбивали непрерывные атаки противника, нанося ему ощутимые потери. Особенно дерзко действовал эскадрон старого бойца-котовца капитана И.М. Котенкова из 5-го кавполка бывшего буденновца Ф.С. Блинова.

Кавалеристы, нагоняя страх на вражескую пехоту, подбили два танка, пленив их экипажи. "Это были первые вражеские танкисты, попавшие в плен под Одессой, и притом не румыны, а немцы", - вспоминал маршал

Н.И. Крылов.

Смелый рейд 1-й кавдивизии генерала И.Е. Петрова позволил штабу армии перебросить на этот незащищенный участок 54-й Разинский полк 25-й Чапаевской дивизии, 26-й сводный погранполк, основу которого составили бойцы 26-го погранотряда и местных подразделений НКВД, только что сформированный 1-й полк морской пехоты, батальон 136-го запасного стрелкового полка и два истребительных батальона из числа одесских добровольцев. Эти разнородные подразделения и части стали именоваться группой комбрига С.Ф. Монахова, которому было приказано возглавить их. Военкомом этого временного соединения стал бригадный комиссар Г.М. Аксельрод.

Стойко выдерживали удары врага подразделения, которыми командовали капитаны А.С. Ламзин, И.И. Сергиенко, С.А. Телятник, К.С. Шейкин, лейтенант С.В. Миронюк. Безудержную храбрость проявили младший сержант

А.В. Бабичев, бойцы С.И. Клименко, В.Г. Просвиркин и многие другие. Здесь первый свой выстрел по врагу из снайперской винтовки сделала

Л.М. Павличенко.

Неимоверными усилиями они остановили продвижение врага с северо-востока. Ожесточенное сражение разгорелось и на других участках, где превосходящие силы врага сдержали сильно поредевшие части 25-й и 95-й дивизий.

Замечательные примеры бесстрашия и самоотверженности показывали подразделения майоров В.А. Вруцкого и А.В. Филипповича, капитанов Г.Х. Малеванчука и В.И. Петраша, старшего лейтенанта М.Г. Долгого, лейтенантов Д.П. Бойко, В.И. Тарасенко. Несмотря на свою малочисленность, крайнюю усталость бойцов и недостаток оружия, они сложными маневрами и смелыми контратаками с каждым часом усиливали отпор врагу.

Особенно упорные бои шли на левом фланге приморцев, где оборону держала 25- я Чапаевская дивизия. Противник яростно рвался к Беляевке, чтобы с ходу захватить насосную станцию, обеспечивавшую Одессу водой из Днестра. Однако бойцы и командиры 287-го полка, которым комадовал подполковник С.И. СултанГалиев, отбили все атаки врага. Противник потерял 9 танков и около батальона пехоты. На этом же участке один из батальонов 31-го Пугачевского полка подполковника К.М. Мухамедьярова, отбивая вражеские атаки в районе села Михайловка, уничтожил свыше 350 солдат и офицеров противника. Только один пулеметчик этого полка рядовой Х.Г. Мотаев истребил более 30 фашистов. В центре обороны, где сражались части 95-й дивизии, наиболее сильным атакам подвергся 161-й стрелковый полк, которым командовал полковник С.И. Серебров. При активной поддержке артиллерии противник был отброшен на исходные позиции. Особенно отличился расчет 45-мм орудия во главе с сержантом Д.И. Якушиным: он подбил 4 танка и уничтожил 3 вражеских пулеметных расчета. Самоотверженность, отвагу и героизм проявили в эти дни летчики 69-го авиационного полка майора Л.Л. Шестакова, военком эскадрильи политрук С.А. Куница, командиры звеньев старшие лейтенанты А.А. Елохин,

П.В. Полоз, А.Т. Череватенко и лейтенант В.А. Серогодский, пилоты лейтенанты А.В. Алелюхин, И.С. Королев, заместитель командира полка капитан Ю.Б. Рыкачев. Отважные соколы совершали боевые вылеты днем и ночью, в условиях низкой облачности и в дождь. Они прикрывали наземные войска с воздуха, уничтожали вражеские самолеты в открытом бою и на аэродромах.

13 августа, когда неприятельские войска вышли к морю с востока в районе Аджиаски (Рыбаковки) и Одесса оказалась полностью окруженной с суши, Военный совет Отдельной Приморской армии принял решение об рбразовании трех относительно самостоятельных секторов обороны со своими начальниками и штабами, которые отвечали бы за определенные направления. Это значительно улучшало управление войсками и позволяло более эффективно использовать имевшиеся возможности для последующих действий.

Восточный сектор (начальник - комбриг С.Ф. Монахов) протяженностью 40 км охватывал правый фланг армии от моря до Хаджибейского лимана. Состав войск: 1-й полк морской пехоты (командир - полковник Я.И. Осипов), 26-й полк погранвойск НКВД (командир - майор А.А. Маловский), 54-й Разинский полк 25-й Чапаевской стрелковой дивизии (командир - полковник И.И. Свидницкий, затем майор Н.М. Матусевич), 1-й батальон 249-го конвойного полка НКВД (командир - старший лейтенант И.Д. Кришевский), батальон 136-го запасного полка и два истребительных батальона. Штаб сектора - Лузановка. Задача: прикрывать подступы к городу с востока и севера, удерживая рубеж Григорьевка - Аджалыкский лиман - Булдынка, южная окраина с. Свердлово - Ильинка. Западный сектор (начальник - командир 95-й стрелковой дивизии генерал-майор В.Ф. Воробьев) протяженностью 25 км прикрывал Одессу с северо-запада и запада. Состав войск: части и подразделения 95-й дивизии, 1-й сводный пулеметный батальон 82-го ТИУРа, формирования народного ополчения. Штаб сектора - ст. Выгода. Задача: держать стойкую оборону по линии Алтестово

- Бриновка - Новоселовка - Секретаревка.

Южный сектор (начальник - командир 25-й стрелковой дивизии полковник А.С. Захарченко) протяженностью 70 км, включая Днестровский лиман, замыкал левый фланг обороны армии. Состав войск: 31-й и 287-й полки 25-й дивизии, 2-й сводный пулеметный батальон 82-го ТИУРа, формирования ополченцев. Задача: оборонять Одессу с юго-запада и юга, удерживая рубеж Секретаревка - Мангейм - Кагарлык - оз. Попово - Беляевка - Овидиополь - Каролино-Бугаз.

Руководство обороной морского побережья на участке Каролино-Бугаз

- Очаков - Тендровская коса возлагалась на командира Одесской военно-морской базы контр-адмирала Г.В. Жукова.

Огневые средства были распределены между секторами с таким расчетом, чтобы сохранялась возможность маневра артиллерией в масштабе всего плацдарма и организации взаимной поддержки секторов. Общее руководство всеми видами артиллерии осуществлял начальник артиллерии армии полковник Н.К. Рыжи. В Западном и Южном секторах находились артиллерийские полки 95-й и 25-й дивизий, два дивизиона 265-го корпусного артполка майора Н.В. Богданова, группа подвижных береговых батарей, а также три мощные стационарные береговые батареи: 1-я - расположенная за Черноморкой у Сухого лимана (командир - старший лейтенант М.К. Куколев), 411-я в районе дачи Ковалевского (командир - капитан И.Н. Никитенко) и 39-я - на 8-й станции Большого Фонтана (командир - капитан

Е.Н. Шкирман). Войска Восточного сектора поддерживали 134-й гаубичный полк (командир - майор И.Ф. Шмельков) и две мощные стационарные береговые батареи - 412-я - в районе Чебанки (командир - капитан Н.В. Зиновьев) и 21-я - на мысе "Е" у Фонтанки (командир - капитан А.И. Кузнецов).

Выпуск: 

Схожі статті