В дни, когда так широко отмечается 200-летие переселения немцев в
Одесский регион, нельзя не вспомнить об их духовных пастырях. Заботами герцога де Ришелье первый лютеранский пастор, Иоганн-Генрих Пферсдорф, появился в Одессе уже в мае 1804 года. Его преемники - Карл Беттигер,
Карл Флетницер, Герберт Бинеман, Густав Беккер, Георг Шиллинг - были известны не только как блестящие проповедники, но и как люди действия.
Во многом благодаря им в городе и области при лютеранских церквах возникали школы, приюты, больницы, снискавшие благодарное признание одесситов. Чем жива сегодня лютеранская церковь в нашей стране? На вопросы <ОИ>любезно согласился ответить епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины доктор Эдмунд РАТЦ.
- Ваше сиятельство, почему вы избрали местом своей резиденции именно Одессу?
- Конечно, епископ всей Украины должен бы находиться в столице государства - я это слышу постоянно. Но исторически сложилось так, что Одесса издавна являлась центром российских немцев, и здешняя церковь (это видно и по ее архитектуре) была центральной. Да и церковное руководство находилось здесь. Не уверен, что в будущем такое положение вещей сохранится. Но пока, с появлением в Одессе крупного Церковного центра св. Павла, у нас есть к тому и внешние предпосылки.
- В Библии сказано: <:в те дни произошло великое гонение на церковь:>- слова, которые в полной мере можно отнести к горестной истории лютеранской общины Одессы в ХХ веке. Как восстанавливается церковь?
- Одесская община понесла огромные потери. В 1937 году был репрессирован последний пастор Карл Фогель, в 1941 - расстрелян органист Теофил Рихтер (отец великого пианиста), а наряду я ними погибли сотни безвинных мучеников: Здесь мне хотелось бы вспомнить известное изречение: <Кровь мучеников есть семя для церкви>. И нынешнее развитие евангелическо-лютеранской церкви есть прорастание этих семян.
- Ваши предшественники вдохновляли паству на благие дела, руководствуясь, очевидно, словами апостола Павла: <Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем>.
- Во времена царизма в Одессе находился пробст - глава лютеранской церкви, и здесь многое делалось в социальной сфере. Теперешнее здание Центра св. Павла прежде было домом для престарелых, существовали также приюты для сирот и вдов, реальное училище, школы и больницы. Все это было у церкви отобрано. И в 1992 году, когда мы начинали все сначала, мы, естественно, задались вопросом: не должны ли мы, помимо церковной службы, заняться - в добрых традициях лютеранской церкви - и благотворительной, социальной деятельностью? Конечно, мы не так сильны сейчас, как прежде: в конце XIX века в Одессе было около десяти тысяч лютеран, сейчас - триста человек (соответственно в Украине существовало около двух тысяч общин, а сейчас их 41). Но, продолжая дело предшественников, мы создали диаконическую службу милосердия. Успешно работает социальная станция в Новоградовке. И в будущем мы надеемся (коль скоро у нас есть взаимопонимание с областными и городскими властями) получить под свое попечение школы и больницы.
- Кто ваши прихожане?
- Это существенный вопрос. Ранее лютеранская церковь была по преимуществу немецкой (хотя в начале ХХ века богослужение шло на русском языке) - она предназначалась для людей немецкого происхождения. Сейчас наши двери открыты для всех, кто хочет исповедовать данную форму христианства. И наряду с немцами среди наших прихожан есть и украинцы, и русские - все они нам ценны и дороги. Но при этом мы, безусловно, сохраняем основные постулаты и принципы лютеранства.
- Какова судьба многострадальной одесской кирхи?
- Я знаю, что этот замечательный памятник архитектуры очень любим горожанами. И, по счастью, в вопросе его восстановления у нас есть полное взаимопонимание с господином губернатором Гриневецким и господином мэром Боделаном. Надеюсь, в результате совместных действий нам удастся восстановить этот шедевр зодчества, сделав его, как и прежде, центром духовной культуры. Согласно проекту (моделью которого послужила реставрация берлинской церкви Кайзера Вильгельма) после ремонта здание кирхи будет состоять из двух частей. Первая - исторически аутентичное строение - помещение для церковной службы, органных концертов и т.п. Вторая часть, заново отстроенная, будет отдана родственным культурным и благотворительным организациям (таким, как, например, <Баварский дом>). Известно, что восстановление любого храма необходимо и возможно лишь тогда, когда существует духовная среда вокруг него. Сейчас мы наблюдаем повсеместное возрождение немецкой культуры в Украине (свидетельством чему стал сентябрьский фестиваль в Одессе). Возникает множество хоров при лютеранских приходах, люди высказывают заинтересованность в создании новых общин.
Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины должна вновь крепко стать на ноги, исходить из собственных сил, неустанно творя добрые дела, как и прежде. В этом я вижу свою задачу.










