Весна на півдні

«Ми повернемося, Одесо!» Ці слова звучали, як клятва, як заклинання, коли в жовтні 1941 року радянські воїни за наказом Ставки Верховного Головнокомандування полишали місто біля моря після його героїчної оборони. І не забували про них у горнилі суворих випробувань. Коли війська 3-го Українського фронту наприкінці березня 1944 року штурмом заволоділи містом Миколаєвом, перетвореним фашистами на дуже укріплений опорний пункт у гирлі Південного Бугу, усі помисли воїнів, які наступали у неймовірних умовах весняного бездоріжжя, були про Одесу. Вона, оспівана в піснях, що прославилася небувалою стійкістю, була для солдатів, молодших командирів, офіцерів та генералів натхненним символом. Настрій, що панував у ті дні на фронтових шляхах-дорогах, точно передав Борис Горбатов у публіцистичному нарисі «Весна на півдні», опублікованому у квітні 1944 року. Уривок з нього пропонуємо увазі читачів «Одеських вістей».

«Я не знаю, что это было, – мечта, вера, уверенность, знание. Но даже в самые горькие дни отступления мы ни на минуту не сомневались: мы вернемся. Мы вернемся к тебе, Одесса. Мы увидим твои лиманы, Николаев. Мы еще будем пригоршнями пить воду из Южного Буга.

Нет, я не обижу наше чувство. Слово «вера» к нему не подходит. Этого слова мало. Сила нашей правды – вот что жило всегда в нас. Грозная сила правды. Правда не могла не победить. Правда нашего дела. 

Убежденно пели мы в те дни:

Нас опять Одесса встретит,

 как хозяев,

Звезды Черноморья будут нам сиять,

Славную Каховку, город Николаев,

Эти дни когда-нибудь 

мы будем вспоминать.

Эта песня родилась у нас на фронте в дни, когда мы отступали. Ее потом стали петь на всех фронтах, но она всегда оставалась песней южан по преимуществу. В промерзших блиндажах обороны на Миусе пели ее. По дорогам отступления на Дону и Кубани пели ее. В горящем Новороссийске вспоминали Николаев. Обороняя Туапсе, защищали Одессу и наше право прийти туда. И тут и там было Черное море. И тут и там были наши люди.

Казалось: невыносимо долог и тяжек путь от Туапсе до Одессы. На карту было трудно смотреть. Далеко. Но мы прошли этот путь. Мы его прошли.

Нас опять Одесса встретит, как хозяев. Уже сияют нам звезды Черноморья. Две недели тому назад, по пути в Херсон, пролетал я над мирной Каховкой. Песок пылал под багровыми лучами солнца, а мне казалось, что выступила кровь павших. Много крови было пролито там, но сейчас мирно струится дымок над хатами. Волы медленно тащат плуги. И радостно парит теплая освобожденная весенняя земля.

Мы прошли этот путь. Прошли со славой. Войска генерала Цветаева, штурмом взявшие Николаев, еще так недавно брали штурмом Сталино. Сейчас они идут дальше. Их не остановит ни враг, ни грязь. Кто прошел такой путь, тот остановиться не может.

В Николаеве я видел могилу. Над ней – деревянный памятник, знак и на нем надпись: «Гвардии старший лейтенант Георгий Алексеевич Антюхин. Он первый с группой разведчиков вошел в Николаев и пал смертью героя». Эта надпись сделана карандашом. Потом ее повторят золотыми буквами на мраморе. Вместо деревянного временного знака будет монумент величественный и важный. И так же, как сегодня, будут сидеть у могилы женщины-матери и плакать о неизвестном им, но дорогом сыне.

Много славных имен рождено для бессмертия в эту весну. Глядя на могилу героя, я думал, что рядом с памятником Антюхину надо ставить памятник капитану Феденко – богатырю, павшему в сорок первом году под Каховкой смертью, которой можно завидовать. Надо вспомнить одну славную дивизию, которая здесь, под Николаевом, у станции Грейгово, прорвала железное кольцо врага и дала дорогу нашей армии…

Гнать гитлеровцев в море – этим живет сейчас и народ, и армия Юга. В одесской степи день и ночь наши войска неотступно преследуют удирающих врагов.

– Ходко бежит фашист! – смеются солдаты. – Врет, от смерти не убежит.

Возмездие настигает и разит врага и на земле, и с воздуха. Не добьет красноармейская пуля – дорубит казацкая шашка. Гвардейцы-конники снова пошли в рейд. Их клинки уже свистят в одесской степи. Через бугские переправы сплошным потоком льются войска. В эти горячие дни напряженно работают все рода войск: саперы, понтонеры, летчики, службы тыла. Все движется на запад. К Одессе. Какой-то кучерявый боец на ходу растягивает меха трофейного аккордеона и напевает:

Нас опять Одесса встретит, 

как хозяев, 

Звезды Черноморья будут нам сиять...

Борис ГОРБАТОВ, апрель 1944 года

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті