Человек человеку… кто?

Молодые авторы в украинскую драматургию врываются с бурлящим желанием объяснить причины неудовлетворенности жизнью, разобраться с историей, сказать свою жгучую очищающую правду, с нетерпеливым намерением изменить пусть не все, но хоть что-то к лучшему, наконец, заменить правильный, подчас чопорный, театральный язык на живой, площадно-бытовой, откровенный и тоже жгучий. 

Эта мысль впервые возникла, когда я прочла несколько пьес Анны Яблонской. Впоследствии я только утвердилась в этом. Театральный критик Олег Верге­лис назвал молодых драматургов «взъерошенным поколением». «Разные их тексты… говорят о нашей нынешней жизни откровенно, надрывно, отчаянно, сбивчиво, высокомерно, иногда наивно. Они многим недовольны, они многим раздражены, им есть что сказать, но не все хотят их слышать…» (газета «Зеркало недели»). Павел Арье – один из них. Некоторые критики называют его «модным». А мне было любопытно: отчего гремит слава о спектаклях по его пьесам «В начале и конце времен» и «Слава героям!»? И как только «Герои» появились на афише Одесского культурного центра, я отправилась их увидеть, чтобы «слышать». 

Сюжет пьесы задуман как столкновение людей, оказавшихся по разные стороны исторических баррикад, с разным пониманием любви к родине и боли за судьбы народа, к которому оба принадлежат. Неслучайны имена Андрей и Остап, очевидно, как напоминание о гоголевских героях – сыновьях Тараса Бульбы, о кровном родстве и непримиримости, которая стоила им жизни. Но иные времена – и иные подходы… 

В одну больничную палату с похожими диагнозами попадают два ветерана – советской армии и украинской повстанческой. Может ли их примирить возраст, опыт потерь или даже боязнь ожидаемых операций? Может ли близость их собственного конца смягчить оценки пережитой истории? В этой плоскости и разгораются коллизии первой сюжетной линии. На роли старичков-ветеранов выбраны достаточно молодые актеры. Такой выбор меня поначалу смущал, но он оказался оправданным. Действие построено на чередовании реальности, в которой герои кряхтят и шаркают ногами, и снов, в которых они молоды и полны сил. Эти переходы сколь стремительны, столь и логичны. Они не вызывают у зрителя отторжения благодаря мастерству актеров Дмитрия Рыбалевского и Алексея Гнатковского. И, конечно же, интересному режиссерскому решению! Их перепалки, как бои местного значения, то вспыхивают, то затухают, то отступают перед проблемами нынешних дней, которые и составляют вторую сюжетную линию. Эту вторую линию сформулировать правильнее было бы из вопросов: почему одна из операций платная, где взять деньги, куда идет «гуманитарка», кем списываются дорогие препараты?

Спектакль «Слава героям!» – театральный проект, в котором заняты два творческих коллектива – столичный театр «Золотые ворота» и Ивано-Франковский академический музыкально-драматический театр им. Ивана Франко. Сам факт такого содружества в искусстве (центр страны и ее запад) воспринимается как пример для социального примирения в обществе. Примирение через заживление «старых ран», через желание услышать и понять другого человека, через противостояние сегодняшнему злу. Создатели спектакля – люди молодые. В оценке исторических разногласий они оказываются в положении зрителя, не видевшего первого акта. Перерабатывая это наследие (в изложении историков, политиков, оставшихся очевидцев), они вольны оценивать разногласия предшествующих поколений по-своему. Вопрос в том, принять противостояние и привносить его в свою жизнь либо пойти иным путем.

В трактовке режиссера Стаса Жирнова есть некая добрая ирония, этакая сочувственная улыбка в адрес престарелых воинов. Ведь жанр – все-таки комедия, хоть и специфическая. А смех, как водится, лучше избавляет от заблуждений. В сущности непримиримость пожилых людей не так глобальна, как предполагалось (а может, закладывалось?) некогда идеологами советского общества. Как только отношения опускаются (или поднимаются?) до простых человеческих понятий – сочувствие, помощь оказавшемуся в беде, судьбы детей и внуков, эти отношения становятся несколько иными. Их не назовешь так, как их формулировали в утраченном обществе (зачастую фарисейски) «друг, товарищ и брат». Но автор пьесы Павел Арье предлагает менее пафосную и более устойчивую формулу: «Человек человеку – человек».

Ценно само обращение к поиску корней разобщенности в обществе и желание повернуть зрителя к размышлениям о причинах разногласий и необходимости консолидации. 

Спектакль получился очень динамичным. Немало любопытных находок-символов. К примеру, одна на двоих большая кровать, которая не только функциональна, но в отдельных сценах становится объектом видеоарта (художник Владимир Стецкович). Интересным получилось музыкальное оформление. Даже мое строгое отношение к языку и неприятие ненормативной лексики не испортили общее впечатление. А молодежная аудитория, по моим собственным наблюдениям, откликалась на действие активно – смехом в определенных местах и овациями в финале. 

Впрочем, этот спектакль лучше увидеть и судить о нем самому. Тем более что предстоящий в начале августа театральный фестиваль «Молоко», традиционно проходящий в Одесском культурном центре, дает зрителям такую возможность.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті