Диалоги со СКЛЕРОЗОМ

Спектакли бывают разные.  Одни – вызывают удовольствие и даже восторг во время просмотра, но довольно быстро забываются. В основном, это искрометные комедии с красивой декорацией, хорошим музыкальным оформлением, роскошными костюмами, в которых актеры появляются на сцене.

 На такие постановки зрители приходят обычно, чтобы отвлечься, развлечься и отдохнуть. Другие, более скромные по оформлению спектакли,  но наполненные  философской глубиной и психологизмом, заставляют задуматься о своей роли в жизни, о своем отношении к близким людям и окружающем мире в целом. Проще говоря, о смысле жизни. Причем, не только по ходу пьесы, но и после того, как закроется занавес, и зритель выйдет из театра. И на такие спектакли некоторые из поклонников драматического искусства  приходят по несколько раз как на встречу с мудрым собеседником.  

В категорию «мудрых собеседников», на мой взгляд, попадает и «Лекарство от депрессии» Одесского Академического Русского драматического театра. Это новый  спектакль, (премьера состоялась 29 сентября прошлого года) поставленный  по пьесе известного  драматурга Александра Володарского «Селфи со склерозом». И хотя режиссер-постановщик Елена Пушкина определила его жанр как комедия-мистификация, за тонкими ироничными и саркастичными шутками персонажей пьесы, проглядывает реальный трагизм человеческой жизни. 

 Так о чем же спектакль? Кто-то скажет – о скоротечности  нашего бытия. О беспомощности  и одиночестве, наступающем в старости,  лучшими «друзьями» которой постепенно становятся склероз и маразм. (Кстати сказать, в этой пьесе, склероз, по остроумной задумке автора, получает физическое воплощение в виде обаятельного молодого человека, поселившегося с главной героиней на её жилплощади). О том, что человеческая память в преклонном возрасте  – загадка.  Она помнит всё, что было в далеком прошлом до мельчайших подробностей, и забывает о то, что происходило пять минут назад. 

На мой взгляд, несмотря на комичность и самоиронию  главной героини – одинокой 88-летней одесситки Майи Михайловны, проживающей в однокомнатной квартирке в одном из спальных районов нашего города, в нем раскрывается жизнь целого поколения.  Уже уходящего от нас и во многом такого непонятного для молодой поросли. Это поколение «детей войны». Тех, кто были тогда слишком маленькими, чтобы в ней участвовать, но уже достаточно большими, чтобы ощутить и запомнить на всю жизнь тяготы и боль того времени. Недаром ведь Майя Михайловна, услышав информацию о ситуации на Донбассе, с тревогой произносит: «Только войны нам здесь не хватало!»

А ещё это пьеса о том, что старость, отбирающая  красоту тела, не может отобрать красоту души, в том, у кого она есть. И о родстве душ, без которой не бывает подлинной высокой любви. О том, что родные души не теряют друг друга, даже после того, когда они окажутся, так сказать, в разных измерениях. Главная героиня пьесы Майя Михайловна в одном из своих монологов произносит: “Любовь – самое ценное, что есть в человеке”. И другие герои пьесы, несмотря на жизненные перипетии,  не забывают об этом чувстве. Они знают цену дружбе, долгу и чести, сохраняя в себе те качества, которые сегодня в большом дефиците. 

Мужчины (а, точнее, их образы) из прошлого навещают Майю Михайловну. Среди них и тот, кого она любила больше всех, но так и не раскрыла ему свои чувства. Это секретарь парткома целлюлозно-бумажного комбината, на котором много лет проработала Майя Михайловна - Вениамин Ионович Есафов. 

В воспоминаниях  есть и смешное и трогательное. Слушая исповеди персонажей спектакля, ещё раз вспоминаешь строки Евгения Евтушенко: «Людей не интересных в мире нет. Их судьбы как истории планет. У каждой всё особое, своё. И нет планет похожих на неё». Действительно,  каждая жизнь неповторима. И ощущается это тем острее, чем ближе  она подходит к финалу.  

Часто в жизни – 

и пестрой, и сложной 

Нет надежней любви

безнадежной, 

И взаимной любви, 

и не ложной, 

Да недолгой, 

как радостный вскрик. 

И эти стихи поэта Юрия Ряшенцева, в том числе и о Маечке. Она совсем  ещё юной девушкой  влюбилась в женатого многодетного мужчину. И всю жизнь любила только его одного, так и не выйдя замуж.     

Были в ее далеком прошлом ещё два мужчины, к которым Майечка испытала нежные чувства. Рома Оськин – друг детства.  Но их разлучил 1937 год, когда оськиного отца репрессировали, а самого Оську отправили в детский дом. И он остался в ее памяти навсегда как смешной мальчуган в коротеньких штанишках. Была ещё короткая встреча с  Арчилом Александровичем Микелтадзе – 

туристическим гидом. С ним она   познакомилась на турбазе в Грузии, куда попала по бесплатной путевке заводского профсоюза. Несмотря на взаимные нежные чувства, роман между ними так и не сложился. 

 Тем, кому сегодня кажется, что старость – это где-то очень далеко, и с ними вообще никогда не случится, ошибаются.  Жизнь быстротечна. Не успеешь оглянуться, и уже склероз станет твоим  единственно верным другом и спутником.  

В случае с Майей Михай­ловной, которой не с кем делиться своими  воспоминаниями, в роли ее собеседника выступает  ее же собственный склероз. И как ни странно,  жизнь с ним не так уж грустна и монотонна!  Склероз иногда спасает от осознания пустоты нынешней реальности, но не  стирает память о реальности и полноте прошедшей жизни. 

  Роль Майи Михайловны тонко и со свойственным ей юмором, исполнила давно полюбившаяся одесситам актриса театра и кино Ирина Токарчук. Трех персонажей пьесы (Рому Оськина, Арчила Микелтадзе и Вениамина Есафова)  мастерски исполнил один из ведущих актеров театра Сергей Юрков. В качестве 25-летнего «Склероза» был весьма убедителен и молодой, но уже запомнившийся по другим ролям, Илья Болотов. 

«Лекарство от депрессии» - спектакль не о старческом одиночестве,  а о настоящей любви. И пока  мы помним  тех,  кого искренне любили, они с нами, они живы, и мы - не одиноки.

Фото автора   

 

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті