Спектакли бывают разные. Одни – вызывают удовольствие и даже восторг во время просмотра, но довольно быстро забываются. В основном, это искрометные комедии с красивой декорацией, хорошим музыкальным оформлением, роскошными костюмами, в которых актеры появляются на сцене.
На такие постановки зрители приходят обычно, чтобы отвлечься, развлечься и отдохнуть. Другие, более скромные по оформлению спектакли, но наполненные философской глубиной и психологизмом, заставляют задуматься о своей роли в жизни, о своем отношении к близким людям и окружающем мире в целом. Проще говоря, о смысле жизни. Причем, не только по ходу пьесы, но и после того, как закроется занавес, и зритель выйдет из театра. И на такие спектакли некоторые из поклонников драматического искусства приходят по несколько раз как на встречу с мудрым собеседником.
В категорию «мудрых собеседников», на мой взгляд, попадает и «Лекарство от депрессии» Одесского Академического Русского драматического театра. Это новый спектакль, (премьера состоялась 29 сентября прошлого года) поставленный по пьесе известного драматурга Александра Володарского «Селфи со склерозом». И хотя режиссер-постановщик Елена Пушкина определила его жанр как комедия-мистификация, за тонкими ироничными и саркастичными шутками персонажей пьесы, проглядывает реальный трагизм человеческой жизни.
Так о чем же спектакль? Кто-то скажет – о скоротечности нашего бытия. О беспомощности и одиночестве, наступающем в старости, лучшими «друзьями» которой постепенно становятся склероз и маразм. (Кстати сказать, в этой пьесе, склероз, по остроумной задумке автора, получает физическое воплощение в виде обаятельного молодого человека, поселившегося с главной героиней на её жилплощади). О том, что человеческая память в преклонном возрасте – загадка. Она помнит всё, что было в далеком прошлом до мельчайших подробностей, и забывает о то, что происходило пять минут назад.
На мой взгляд, несмотря на комичность и самоиронию главной героини – одинокой 88-летней одесситки Майи Михайловны, проживающей в однокомнатной квартирке в одном из спальных районов нашего города, в нем раскрывается жизнь целого поколения. Уже уходящего от нас и во многом такого непонятного для молодой поросли. Это поколение «детей войны». Тех, кто были тогда слишком маленькими, чтобы в ней участвовать, но уже достаточно большими, чтобы ощутить и запомнить на всю жизнь тяготы и боль того времени. Недаром ведь Майя Михайловна, услышав информацию о ситуации на Донбассе, с тревогой произносит: «Только войны нам здесь не хватало!»
А ещё это пьеса о том, что старость, отбирающая красоту тела, не может отобрать красоту души, в том, у кого она есть. И о родстве душ, без которой не бывает подлинной высокой любви. О том, что родные души не теряют друг друга, даже после того, когда они окажутся, так сказать, в разных измерениях. Главная героиня пьесы Майя Михайловна в одном из своих монологов произносит: “Любовь – самое ценное, что есть в человеке”. И другие герои пьесы, несмотря на жизненные перипетии, не забывают об этом чувстве. Они знают цену дружбе, долгу и чести, сохраняя в себе те качества, которые сегодня в большом дефиците.
Мужчины (а, точнее, их образы) из прошлого навещают Майю Михайловну. Среди них и тот, кого она любила больше всех, но так и не раскрыла ему свои чувства. Это секретарь парткома целлюлозно-бумажного комбината, на котором много лет проработала Майя Михайловна - Вениамин Ионович Есафов.
В воспоминаниях есть и смешное и трогательное. Слушая исповеди персонажей спектакля, ещё раз вспоминаешь строки Евгения Евтушенко: «Людей не интересных в мире нет. Их судьбы как истории планет. У каждой всё особое, своё. И нет планет похожих на неё». Действительно, каждая жизнь неповторима. И ощущается это тем острее, чем ближе она подходит к финалу.
Часто в жизни –
и пестрой, и сложной
Нет надежней любви
безнадежной,
И взаимной любви,
и не ложной,
Да недолгой,
как радостный вскрик.
И эти стихи поэта Юрия Ряшенцева, в том числе и о Маечке. Она совсем ещё юной девушкой влюбилась в женатого многодетного мужчину. И всю жизнь любила только его одного, так и не выйдя замуж.
Были в ее далеком прошлом ещё два мужчины, к которым Майечка испытала нежные чувства. Рома Оськин – друг детства. Но их разлучил 1937 год, когда оськиного отца репрессировали, а самого Оську отправили в детский дом. И он остался в ее памяти навсегда как смешной мальчуган в коротеньких штанишках. Была ещё короткая встреча с Арчилом Александровичем Микелтадзе –
туристическим гидом. С ним она познакомилась на турбазе в Грузии, куда попала по бесплатной путевке заводского профсоюза. Несмотря на взаимные нежные чувства, роман между ними так и не сложился.
Тем, кому сегодня кажется, что старость – это где-то очень далеко, и с ними вообще никогда не случится, ошибаются. Жизнь быстротечна. Не успеешь оглянуться, и уже склероз станет твоим единственно верным другом и спутником.
В случае с Майей Михайловной, которой не с кем делиться своими воспоминаниями, в роли ее собеседника выступает ее же собственный склероз. И как ни странно, жизнь с ним не так уж грустна и монотонна! Склероз иногда спасает от осознания пустоты нынешней реальности, но не стирает память о реальности и полноте прошедшей жизни.
Роль Майи Михайловны тонко и со свойственным ей юмором, исполнила давно полюбившаяся одесситам актриса театра и кино Ирина Токарчук. Трех персонажей пьесы (Рому Оськина, Арчила Микелтадзе и Вениамина Есафова) мастерски исполнил один из ведущих актеров театра Сергей Юрков. В качестве 25-летнего «Склероза» был весьма убедителен и молодой, но уже запомнившийся по другим ролям, Илья Болотов.
«Лекарство от депрессии» - спектакль не о старческом одиночестве, а о настоящей любви. И пока мы помним тех, кого искренне любили, они с нами, они живы, и мы - не одиноки.
Фото автора


























