Молдаване Украины отстаивают свои права

В течение двух дней представители министерства образования и науки Республики Молдова и Украины изучали на примере Ренийского района вопросы соблюдения прав национальных меньшинств. Они побывали в школах и детских садах сел с компактным проживанием молдаван, где учебно-воспитательный процесс идет на родном для детей языке. Я был удивлен, и хочу выразить огромную благодарность директорам и педагогическим коллективам, которые ежедневно делают такую большую работу для молдаван, родившихся и проживающих на территории Украины, – сказал на итоговой конференции начальник управления общим образованием Республики Молдова Валентин Круду. – Не забывайте и впредь о своих традициях. А что касается помощи и сотрудничества, то уже с этого учебного года мы начнем осуществлять ваши конкретные предложения. А предложений поступило немало, особенно к министерству образования и науки  Украины. Так, директор Озерненской школы Измаильского района Мария Дякону считает, что нужно в корне изменить методику преподавания украинского языка в школах с молдавским языком обучения: 

- Нельзя учить и молдаван, и украиноязычных детей по одним и тем же программам, - убеждена опытный педагог. – Я думаю, что основная задача учителя украинского языка в молдавской школе - развитие речи, коммуникабельности, пополнение словарного запаса ребенка, чтобы государственный язык  не остался лишь на бытовом уровне. Но, с другой стороны, всех ждет независимое тестирование, когда требования и к выпускникам украинских, и к выпускникам  молдавских школ одинаковые. Согласитесь, детям, у которых родной язык – романской группы, гораздо сложнее выдержать этот экзамен.

Этот тезис поддержала и директор Новосельской школы-лицея Надежда Вранчану. 

- Внешнее независимое оценивание – это прекрасный механизм, направленный на то, чтобы талантливый ребенок продолжил обучение в вузе, которого он достоин. Но на ВНО по украинскому языку для выпускников национальных школ нужно делать какие-то скидки. Иначе мы просто лишаем немало способных детей возможности получить высшее образование. 

Заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей, возглавляющий украинскую часть делегации, согласился с существованием этих проблем. Он отметил, что на сегодняшний день вообще нет методик преподавания украинского языка для детей раннего возраста, которые дома говорят на молдавском, румынском или венгерском языках.

- Мы понимаем, что украинский язык хоть и государственный, но в национальных школах, по сути, он идет как второй, и нельзя подходить к его изучению так, как к родному языку, - отметил Павел Хобзей. - Что касается ВНО, то в министерстве в настоящее время готовится документ для школ с обучением на национальных языках не славянской группы, согласно которому проходной балл будет не 100, а несколько ниже. Эти изменения мы обещаем закрепить в нормативной базе уже в 2019 – максимум в 2020 году.

В этом году, как известно, дан старт так называемой Новой украинской школе, на которую пошло серьезное государственное финансирование, и представители национальных меньшинств восприняли это достаточно ревностно. 

- Спасибо, в школах обустроены хорошие украинские классы, но нельзя ли и  кабинеты молдавского языка оснастить на таком же современном уровне? – задала вопрос  директор Камышовской школы Измаильского района Вера Кокош. – Я согласна со своей коллегой, которая сказала, что мы, молдаване, через определенное время исчезнем как этнос, потому что востребован только украинский язык, потому что идет процесс ассимиляции.

Замминистра не согласился с этими опасениями, заверив, что многонациональный состав страны – это не минус, а плюс, и нужно сделать все возможное, чтобы это сохранить. Тем более, что права нацменьшинств активно отстаивают общественные организации.

Выступая на итоговой конференции в Рени, президент Всеукраинской ассоциации молдаван Анатолий Фетеску отметил, что сегодня все родители имеют право выбора – отдавать первоклассника в украинский или в молдавский класс. Однако в украинских мало часов на изучение родного языка. Еще одна проблема - кадры.

- Директора говорят, что все хорошо, в действительности же в большинстве школ не хватает учителей молдавского языка, – утверждает Анатолий Фетеску. – Во время пребывания в одной из школ Ренийского района выпускникам был задан вопрос: кто планирует поступать в педагогический вуз? Никто не поднял руку. 

Замминистра отметил, что престиж педагогического труда зависит, прежде всего, от уровня зарплаты. Министерство делает все возможное, чтобы ее повышать, однако в современных реалиях это трудноосуществимо.  Что касается подготовки кадров, то директор департамента образования и науки Одесской облгосадминистрации Александр Лончак рекомендовал разработать на местах программы и готовить специалистов, в том числе, и за счет местных бюджетов. 

Директора молдавских школ посетовали на острую нехватку художественной и методической литературы на молдавском языке и получили обещание Валентина Круду оказать содействие в решение этой проблемы. Более того, начальник управления общим образованием Республики Молдова предложил наладить сотрудничество между отдельными школами Кишинева и молдавскими школами на территории Украины. 

Подводя черту, председатель Ренийского районного совета Олег Зуев отметил, что встречи на международном уровне очень важны для совершенствования системы образования и решения существующих проблем. Через некоторое время украинская делегация побывает в Молдове с ответным визитом, чтобы посмотреть, как в соседней стране соблюдаются права украинцев.

Ренийский район

На снимке: начальник управления общим образованием Республики Молдова Валентин Круду (справа) благодарит украинских коллег

Фото автора

Выпуск: 

Схожі статті