Льготы с привкусом…

Сухощавый старичок, опираясь на палочку, подошел к микроавтобусу и прочитал вслух: «Шестьдесят восемь. Южный». Затем достал из кармана рубашки потертое удостоверение и, показав его водителю, спросил: «До Чебанки довезёшь, сынок?». Тот, сделав кислую мину, ответил: «Льготный, дедуля, ожидай. Он точь в точь тебя допрет». Старик встрепенулся, затараторил: «Погоди, у меня первая группа инвалида войны. Положено ведь». Но ответом оказался хлопок закрывшейся со скрипом двери, и маршрутка начала отдаляться от растерявшегося ветерана.

Льготный микроавтобус по графику должен был отправляться от автостанции у Привоза в 22.00. Я, отходя от знойной дневной атаки под вечерней прохладой, терпеливо ожидал прибытия  транспортного средства. В означенное в объявлении время оно почему-то не появилось на стоянке. Пассажиры, а их собралось около тридцати, заволновались. Я спросил у сотрудницы опустевшего автовокзала  о том, будет ли микроавтобус (было время, когда для льготных пассажиров выделялся автобус, который мог перевозить по шестьдесят человек). Она пожала плечами и ответила: «Не знаю. Должен быть». «А вы не могли бы позвонить в Южный, узнать точно». «Не могу. Они к нам отношения не имеют. У них свои правила». А охранник  известил, что льготный не всегда приходит. Тем более, что сегодня пятница. Люди, на­деясь на авось, ждали ещё с полчаса и потом, возмущаясь, начали расходиться. Сам собой возник вопрос: кто и почему позволяет себе, без преувеличения, такое скотское отношение к пассажирам льготной категории. Ладно уж, если на первом плане у хозяев маршрута выгода и они решают экономить на бесприбыльных льготных поездках, которых бывает всего-то две или три в сутки, то неужели нельзя каким-то образом сообщать ожидающим  о том, будет ли автобус или задерживается, а то и вовсе не выходит на маршрут. Ничем иным, как издевательством, такое отношение к людям не назовёшь. И не безнравственно ли при таком льготном «сервисе» с привкусом горечи требовать компенсацию за перевозку льготников от государства?

 К великому сожалению, безнравственность проявляется во всём её многообразии и со стороны водителей. Испытывал это не единожды на собственном опыте. Об одесских «водилах», таки да, и говорить не приходится. Для них, за малым исключением, льготники – не что иное, как раздражающая живность. Но и на пригородных, ведущих к Одессе маршрутах,  недоброжелателей, сидящих  за рулём, предостаточно. Они, обуянные копеечной жаждой, диктуют свои особые  правила.

Недавно понадобилось воспользоваться услугами маршрутки, следующей от Привоза до усадьбы бывшего совхоза ОдВО «Гвардейский». Поднялся в салон, а там все места уже заняты. Свободно лишь одно – возле водителя. Он, степенный – само воплощение спокойствия, на мою просьбу разрешить сесть  по правую руку от него, ответил, как отрезал: «По удостоверению нельзя». Не успел я сказать, что готов заплатить положенную сумму за удобства, как на это место прошмыгнул шустрый парниша в джинсах с дырками на коленях.

А что же льгота, дарованная мне властью? Она что, не предусматривает  предоставление места? Водитель не стал объясняться. Для него, видите ли, установлена  норма выработки, и он не может местами разбрасываться без их оплаты. Ему надо семью кормить, одевать, обувать, запчасти покупать, за ремонт платить и т.д., и т.п. Так и пришлось мне с моей персональной льготой на своих двоих простоять более часа в салоне-духовке. Перед выходом из маршрутки, кстати, совершавшей льготный рейс, сказал водителю так, чтобы слышно было всем, кто находился в ней (а это в большинстве молодые, возрастом не более тридцати лет, люди): «Милейший, спасибо, желаю вам дожить до моих лет и чтобы к вам относились окружающие так же любезно и заботливо как вы отнеслись ко мне».

Не знаю, какой вывод сделали этот хапуга (а как его можно ещё окрестить?), и забывшие об уважении к старости молодые пассажиры. А я ещё раз убедился в том, что наделить кого-то льготой – это всего лишь полдела. Надо добиться, чтобы она оказывалась в полном объеме без привкуса фарисейства, бюрократизма, безнравственности и безответственности. И это прерогатива не только государства, но и каждого, кому определено реально предоставлять льготы на практике. В том числе и в сфере перевозок граждан  льготных категорий  на автотранспорте.

А я ещё раз убедился в том, что наделить кого-то какой-то льготой – это всего лишь полдела. Надо добиться, чтобы она оказывалась в полном объеме без привкуса фарисейства, бюрократизма, безнравственности и безответственности.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті