На 77 году жизни перестало биться благородное сердце одесского
литератора, офтальмолога, просветителя Елены Ивановны Стародубцевой.
Дочь фронтовика, уроженка Воронежской области, она, окончив в 1949 году Одесский медин, 40 лет трудилась в НИИ имени В.П. Филатова и 11 - в горбольнице N 8. Не верится, что ее уже нет среди нас. С ней, небольшого росточка женщиной с карими искрометными глазами, с еле уловимой добродушной иронией на пухлых губах, я был знаком давно: она работала с моим сыном, лечила жену.
Трудно сказать, кто изначально сумел зажечь в ней искорку творчества и преданного служения больным. Мать Елена Максимилиановна - потомственная дворянка, заведовавшая городской библиотекой в Воронеже, где Лена Стародубцева бегала в школу; поэт Иосиф Мандельштам, с которым, живя в одном доме, общалась на литературных вечерах, или отец, Иван Петрович, работавший заместителем у Филатова...
Справедливо будет сказано то, что любовь и привязанность к офтальмологии, к христианской вере сумел привить и развить в ней академик В.П. Филатов - ученый с мировым именем и глубоко верующий человек. При первой беседе с ним, полвека назад, они вдруг обнаружили родство душ, узнав, что безумно восхищаются Михаилом Лермонтовым и низко преклоняются пред его талантом. ...Так было угодно судьбе, что Елене Ивановне не было дано испытать на земле чувства матери к своим детям, внукам, правнукам: природа ее этим не осчастливила. И как бы в восполнение этой обделенности они нашла себя в творчестве, в общении с множеством друзей из среды ученых, литераторов, актеров и художников, лиц духовного сана. Клирик храма Адриана и Наталии отец Сергий, с которым она была дружна, и который приезжал к ней домой исполнить обряд причащения, а в день похорон, в любимом ею храме на Французском бульваре, вместе с матушкой Анной и другими служителями церкви выполнил погребальное отпевание. Своим спасительным амулетом Елена Ивановна всю жизнь считала веру в Бога.
В детском отделении НИИ имени Филатова Елена Ивановна долго лечила детишек. Там она защитила кандидатскую диссертацию, замахнулась на докторскую, но тяжко заболела. Потом была в горбольнице N 8. В этом коллективе она, кандидат медицинских наук, офтальмолог высшей категории, проработала почти 11 лет, вплоть до своей кончины.
Без малого 60 лет трудилась Елена Ивановна, оказывая помощь глазным больным, занимаясь наукой, литературным творчеством, активно участвуя в общественной жизни Одессы. Глубоко чтя и боготворя создателя "института света" Владимира Петровича Филатова, она написала о нем более 30 книг, брошюр, интересных материалов. Еще в 1959 году в Москве была издана ее книга "Вдохновенный искатель", а чуть позже в журнале "Культура и жизнь" был опубликован большой документальный рассказ "Они видят", переведенный на английский, французский, немецкий и испанский языки.
В 1997 году Елена Ивановна издала на Одесской книжной фабрике добротно сделанную, снабженную уникальными цветными иллюстрациями, художественнодокументальную книгу "Храм света, духовности и культуры". В последнее время она работала над продолжением этой книги и стала накапливать материал для нового произведения - о храме Святого Александра Невского, что недавно возобновил службу на территории 411 военного госпиталя и стал притягателен для служивого люда. Е. И. Стародубцева - дочь России, много делала для укрепления дружбы между украинским и русским народами, между нашими странами.
...Хоронили ее по христианскому обычаю. Последний путь был таким, как она и завещала: у родного дома с ней попрощались соседи, коллектив горбольницы N 8, у памятника В.П. Филатова, что у главного корпуса НИИ, состоялась гражданская панихида, где коллеги, друзья покойной, рассказали о ее яркой, подвижнической жизни. Отпевание происходило в ее любимом храме Адриана и Наталии; похоронили на Втором христианском кладбище рядом с родителями.
Елена Ивановна Стародубцева прожила яркую, красивую, наполненную заботами о других, жизнь. И ее лик, благородные дела, свершения надолго останутся в сердцах и душах тех, кто ее знал, уважал, чтил.










