Надо же! Вместо оплаты за киловатты, из пистолета – по человеку

Пустив мимо счетчика «набор» благ цивилизации, включая… сауну, одессит отсудил себе право мотать электроэнергию по собственному усмотрению

Экономные супруги

Нижеизложенная история, претендующая на сценарий для криминального блокбастера, основана на рассказе Алексея Стасова* (потерпевшего от рук злоумышленников), официальных документах и информации компетентных людей, не желающих (в силу понятных причин) называть свои имена и должности.

Начиналось все довольно прозаично. Сотрудники Центрального РЭС в ходе проверки установили, что в квартире, площадью 142,9 квадратных метра, занимающую весь этаж в многоквартирном высотном доме в исторической части города, оборудован переключатель, при помощи которого хозяева жилища пользовались электроэнергией без учета. Иными словами, киловатты мотали мимо счетчика. Об этом свидетельствует акт № 032320 «О нарушении правил пользования электрической энергией бытовым потребителем», составленный 28 сентября 2005 года работниками РЭС в отношении 40-летней собственницы квартиры Светланы Кротиной* в присутствии ее супруга Михаила*. Данный документ содержит рекомендацию о выносе счетчика на межэтажный щит (лестничную площадку), приглашение в Энергонадзор на заседание комиссии (для рассмотрения акта) и возмещение ущерба в размере 13442,36 гривни. Как пояснили в «Одессаоблэнерго», эта сумма рассчитывалась в соответствии с утвержденной Национальной комиссией распределения электроэнергии «Методикой начисления размера возмещения убытков, причиненных энергопоставщику...», исходя из действующего тарифа, особенностей проводки, количества фаз, дней безучетного пользования электроэнергией и пр. Зафиксировав нарушение на видеокамеру, энергетики (следуя букве закона) предложили экономным супругам скрепить акт своей подписью. Однако они так разобиделись, что проставить «автографы» не захотели, проигнорировав тот факт, что п. 53 «Правил пользования электроэнергией» гласит: в случае отказа абонента от подписи, акт считается действительным, если его подписали трое сотрудников облэнерго. В данном случае документ подписали четверо.

Заседание вышеназванной комиссии, на которое вместо супруги явился Михаил Кротин, состоялось на следующий день, 29 сентября. В протоколе № 145 черным по белому прописано: «Начисленная сумма должна быть оплачена до 10.10.2005 г. При неуплате в указанный срок либо при нарушении условий графика погашения задолженности потребитель отключается от электросети, и энергоснабжающая организация передает иск в суд о взыскании с потребителя предъявленной суммы в принудительном порядке». Здесь же значится предписание о ликвидации нарушения. Выслушав заключение энергетиков, Михаил Андреевич повел себя, мягко говоря, неадекватно. По утверждению очевидцев, он, применяя ненормативную лексику, разразился угрозами в адрес должностных лиц и вновь отказался завизировать (очередной) документ. Впрочем, все бумаги были направлены по адресу Кротиных почтой с соблюдением всех юридических нюансов.

6 октября сотрудники РЭС вновь отправились по пресловутому адресу.

– Вы не поверите, несмотря на внушительную сумму, подлежащую оплате, возможную уголовную ответственность, Кротины «левое» подключение не ликвидировали! – рассказал один из контролеров РЭС. – Шутка ли, они то мимо «колесика» пустили освещение солидной части жилплощади, на которой еще функционировал весьма солидный бытовой «набор»: кондиционер, бойлер, микроволновая печь, стиральная машина, холодильник, электродуховка и… сауна! Но господин Кротин, ничуть не смутившись, заявил, что проблемы будут не у него, а у нас! Мол, он такой крутой, сам «заказал» самого Карабаса (об убийстве известного криминального авторитета некогда писали многие СМИ), и нас постигнет та же участь... «Отрубив» (так положено по инструкции!) абонентам электричество, мы ушли…

«Всем стоять!»

Нарушители сумму, предусмотренную актом, в срок, ясное дело, не оплатили, а 14 октября очередная проверка установила: абонент произвел самовольное подключение, и киловатты мотаются мимо счетчика. Квартиру снова отключили.

– К нарушителям я прибыл (в составе комиссии из пяти человек) 17 октября, – рассказал Алексей Стасов. – Ранее на данном объекте не работал, но о крутом нраве М. Кротина приходилось слышать от коллег, потому психологически подготовился к нестандартному повороту событий, однако случившееся превзошло ожидания…

А произошло следующее. Вновь обнаружив самовольное подключение в щитовой, энергетики пытались переговорить с хозяевами жилища. Но на звонки и стук во входную дверь никто не реагировал, хотя «по ту сторону», в квартире, отчетливо слышались чьи-то шаги. Отчаявшись увидеть абонентов, Алексей Юрьевич, выполняя предписание начальства, распорядился негостеприимных хозяев отключить от электроснабжения. Уже через несколько секунд на лестничной площадке появился Михаил. В нижнем белье. Вместо «Здравствуйте» – нецензурная брань. Изловчившись, Стасов вклинил меж воплей разъяренного мужика: «Успокойтесь, пожалуйста, давайте познакомимся». И удостоверение вежливо предъявил. В ответ – минут пять молчания, потом – «Почему отключили?» После объяснения – крик, обращенный к супруге: «Дай мою сумку!». Заполучив из рук благоверной вожделенный предмет, Кротин извлек оттуда ворох бумаг… Затем – замер. «Вы кто такой?», – снова спрашивает Стасова. «Я ведь уже представился, – ответил тот, не поленившись еще раз предъявить служебное удостоверение и пояснить о необходимости явиться Кротину на заседание комиссии и, повернувшись к коллегам, добавил: «Уходим».

По лестнице Стасов спускался первым и продолжал идти к выходу даже, когда услыхал: «Стоять!» Повернул на следующий лестничный пролеты и… увидел дуло пистолета. Кротин, облаченный в трусы и с «пушкой» в руках, это было почти смешно, если бы ствол не был аккурат на уровне лица Стасова. Алексей успел прикрыть лицо папкой с документами – сработала реакция. Раздался выстрел. Голова пошла кругом, глаза резануло. Превозмогая боль, Алексей Юрьевич спустился вниз. Остановился. «Там же мои люди», – мелькнула мысль. Двое успели (за спиной Стасова) проскочить вниз, еще двое замерли – пистолет уже был направлен на них. «Всем стоять! – Кротин неистовствовал. – Немедленно включить!» Мимо, прижавшись к стене, пробегали по парадному насмерть перепуганные люди – соседи бушующих супругов, у выхода – любопытные. Надо же: времени – всего часов 11 дня, а тут – такая щекотка для нервов...

Отставной офицер, нынче – один из сотрудников отдела по работе с бытовыми абонентами, входящего в состав открытого акционерного общества «Одессаоблэнерго», Алексей Стасов в жизни многое повидал: не раз, что называется, смерти в глаза смотрел. «Бандиты в меня стреляли, самому доводилось оружие применять… Всякое бывало, но чтобы «на гражданке», средь бела дня ты поворачиваешься, а с метрового расстояния на тебя смотрит ствол пистолета…!» – говорит он…

…На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов. Кротина препроводили в РОВД для дачи объяснений. Стасов написал заявление в милицию и отправился в институт им. Ак. Филатова. Диагноз – посттравматический эрозированный кератит. Потом – почти месяц стационарного лечения. По факту стрельбы из газового пистолета гражданином Кротиным сотрудники Портофранковского отделения милиции Приморского райотдела внутренних дел возбудили уголовное дело.

Оперативный судья

– Исходя из того, что Кротины погашать задолженность за потребленную электроэнергию не собирались, 17 октября мы обратились в Приморский РОВД с заявлением, в котором в соответствии со статьями 4, 94 и 98 УК Украины просили возбудить уголовное дело в отношении С. Кротиной, – рассказали в облэнерго. – Ведь именно на нее открыт лицевой счет, поэтому именно она согласно законодательству несет ответственность за хищение электроэнергии. Любопытен ответ, поступивший из Портофранковского отделения милиции, датированный 25 октября 2005 г.:

«…В ходе проведения проверки по данному заявлению (на предмет хищения электроэнергии – авт.) был опрошен муж, который пояснил, что нарушения, указанные в акте № 032320 от 28.09.2005 г., произошли не по его вине, а по вине (внимание, читатель!) сотрудника Центральной РЭС, который производил установку электросчетчика в данной квартире», – ответил замначальника данного райотделения О. Стратиевский. Этот же майор милиции просит облэнерго… предоставить сведения о сотруднике, производившем установку счетчика, а также – провести повторную проверку жилища совместно с сотрудниками милиции… Однако удовлетворить просьбу уважаемых правоохранительных органов невозможно. Дело в том, что сотрудники Центрального РЭС прибор учета в данной квартире не устанавливали, а лишь проводили его опломбировку. Милицию не интересует доказательство – запись на видеопленке, проигнорировано и наше предложение: в связи с тем, что наш сотрудник – лицо по данному делу заинтересованное, обратиться в Одесское территориальное представительство НКРЭ Украины… Оставили без внимания и второе предложение: опросить в качестве свидетелей людей, зафиксировавших нарушение. В том числе, потерпевшего Стасова.

Как бы там ни было, в возбуждении уголовного дела в отношении гражданки Кротиной отказано ввиду отсутствия состава преступления… Иными словами, создается впечатление, что в Одессе действует организованная банда электриков, которые устанавливают счетчики и без ведома потребителей делают им «левые» проводки, отводы, тумблера, а сами «кротины» – белые и пушистые...

Но нарушение-то есть, потребленные киловатты не оплачены, а факт бессовестного хищения электричества установлен! И дотошные энергетики (еще 14 октября!) обратились в Приморский районный суд Одессы. В исковом заявлении изложена просьба: «1. Взыскать … в пользу ОАО «Одессаоблэнерго» сумму задолженности за неучтенную электроэнергию 13442,36 грн и судебные расходы по делу. 2. Для обеспечения исковых требований наложить арест на имущество и денежные средства должника».

В документе весьма доходчиво изложена суть конфликта, скрупулезно перечислены статьи кодексов и пункты различных документов, утвержденных НКРЭ.

Дело в суде передали для рассмотрения судье Александру Димерлий.

Тут-то и начинается самое интересное. Как выяснилось позднее, госпожа Кротина тоже обратилась в Приморский районный суд. По странному стечению обстоятельств… – 14 октября. То есть в тот самый день, когда в суд поступил иск «Одессаоблэнерго», и когда было произведено отключение нарушителей, за три дня до нападения на Стасова. Еще одно совпадение – дело расписано на судью А. Димерлий. В своем заявлении Светлана Ивановна жалуется (не отрицая факта существования устройства, посредством которого электроэнергия потреблялась в обход счетчика) на «неправомерные действия» энергетиков и просит… запретить Центральному РЭС отключать ее жилище от электроснабжения. Надо отдать должное судье. Несмотря на загруженность (о вале дел служители Фемиды не устают говорить при каждом удобном случае), Александр Димерлий в этот же день (!) рассмотрел заявление Светланы Кротиной и сразу же вынес решение – просьбу ее удовлетворить. Знал бы об этом бедолага Стасов! Быть может, не сунулся бы под дуло пистолета!

– Для принудительного взыскания во Второй отдел государственной исполнительской службы Приморского района уже поступило определение Приморского суда, которое воспрещает Центральному РЭС осуществлять любые действия, которые приведут к остановке поступления электроэнергии в пресловутую квартиру, – рассказали в «Одессаоблэнерго». – Это еще не все. Семейство Кротиных грозится подать еще один иск о возмещении причиненного им морального ущерба в размере 150 тысяч (!) гривень. Но, принимая к рассмотрению административный иск гражданки Кротиной и, более того, в качестве обеспечения иска запрещая облэнерго отключать ее жилье, суд, по нашему мнению, дает неправильную юридическую оценку возникшему спору. Судя по всему, правовед не дочитал нормы закона, на которые ссылается. Ведь хотя бы одной из сторон административного судебного процесса должно быть лицо, наделенное властными полномочиями (например, должностное лицо органа государственной власти), в то время как облэнерго таковым не является. Нормы кодекса административного судопроизводства приемлемы, например, когда следует дать надлежащую правовую оценку действиям Премьер-министра, обязав его возместить причиненный вред. Тогда вред будет возмещаться пострадавшей стороне за счет государства.

Какое отношение имеет данная статья к облэнерго, непонятно. Мы, разумеется, решение А. Димерлий обжаловали в Апелляционном суде. Но подача апелляционной жалобы действие предыдущего определения не приостанавливает. Потому сейчас абонент включен.

Любопытно, что апелляционная жалоба направлена в суд (тот самый, Приморский) еще 20 октября, но дело в высшую инстанцию было направлено только после того, как облэнерго еженедельно письменно обращалось к исполняющему обязанности председателя Приморского районного суда Крыжановскому с заявлениями, в которых просило сообщить письменно о месте нахождения нашей апелляционной жалобы.

Кто ты, Кротин?

Жильцы упомянутого дома о своих соседях Кротиных рассказывают с опаской, как о людях скандальных и непредсказуемых. Говорят, мол, устали от постоянных «светопреставлений». То бойцы с автоматами в подъезд врываются (это после нападения на Стасова), то дом «штурмует» «команда» из сотрудников МЧС, «Одессагаз», пожарных, медиков, саперов… Оказалось, что во время заседания энергетической комиссии, которая рассматривала дело нарушителей-супругов, верный своим традициям Михаил Кротин заявил, что больше его квартиру никогда не отключат потому, что он… заминировал щитовую. Так и сказал. В присутствии многочисленных свидетелей. Что оставалось делать энергетикам? Правильно. Позвонить по «02». Вдруг действительно бомбу подложил? Отсюда – «шоу» под окнами горожан.

Любопытен в данном деле еще один нюанс. По сведениям осведомленного источника, пожелавшего остаться неназванным, Михаил Кротин уже «светился» в правоохранительных органах. В 1997 году он был привлечен к уголовной ответственности. Однако выручило близкое родство с известным в Одессе юристом. Работая тогда директором одного из одесских рынков, он был задержан при получении взятки в особо крупных размерах. Проходил по ст. 368 ч. 3 тогдашнего Уголовного кодекса. Тогда ему «светил» срок от 7 до 12 лет, с конфискацией имущества. Совпадение – уголовное дело рассматривал судья Александр Димерлий, работавший тогда в другом районном суде Одессы. Он и вынес приговор, не предусматривающий ни лишения свободы, ни, тем более, конфискации имущества, а вскоре судимость гр-на Кротина была и вовсе снята… Вот такой бытовой (?) детектив…

* Имена и фамилии героев публикации изменены (за исключением официальных лиц)

Выпуск: 

Схожі статті