Генерал-майор у відставці, кандидат військових наук, кавалер багатьох бойових орденів Роман Петрович Агриков написав у своїй книжці спогадів про друзів-товаришів, про запеклі бої, з якими пройшов 3500 кілометрів фронтових доріг: «Немає нічого страшнішого за війну, навіть якщо вона для тебе і твого народу справедлива. І головне на війні – перебороти страх перед смертю, залишатися у ладах із совістю і дорожити фронтовим братерством. Пройшовши ту війну, тепер я знаю, що ненавиджу її». Сьогодні він у ветеранському строю, провадить велику роботу з військово-патріотичного виховання населення, будучи заступником голови обласної ради миру.
Пропонуємо увазі читачів розділ з книжки Р.П. Агрикова «Фронтові історії і пригоди», яку він назвав: «Зустрічі переможців».
Встретившись на Эльбе 25 апреля, советские и американские войска предрешили судьбу Германии. Но это была еще не победа. Предстояли штурм Берлина, освобождение Чехословакии и Австрии.
Но вот поставлена последняя точка. 9 мая 1945 года фашистская Германия безоговорочно капитулировала. Мир облегченно вздохнул и ликовал, а армии победителей заняли свои зоны, согласно Ялтинскому соглашению глав союзных держав. Нас разделили демаркационные границы в Чехословакии, Австрии и Германии.
5-я гвардейская армия генерала А.С. Жадова оказалась под Прагой, 1-я американская армия генерала Кортни Ходжеса – в Южной Чехии и в Германии со штабом в Лейпциге.
Отношения на всех уровнях – самые дружественные. Встречи на пикетах, взаимные визиты неизменно заканчивались дружескими застольями, обменом сувенирами на память. Фраза «давай махнем» стала интернациональной. Обычно обменивались часами, ручками, ножами. Доходило до пуговиц, звездочек и купюр оккупационных денег.
…Колонна легковых машин в тридцать две единицы с рассветом из-под Праги двинулась в Германию. В голове колонны – командарм генерал-полковник А.С. Жадов. За ним – машины командиров корпусов, дивизий, офицеров штабов и других участников встречи на Эльбе, в том числе лиц сержантского и старшинского состава. Посчастливилось и мне быть в их составе.
Мы ехали на прием в штаб 1-й американской армии, дислоцирующейся в г. Лейпциге.
Рейд прошел благополучно, и вот мы на подъезде к городу. Километрах в десяти нас встречает почетный эскорт на джипах.
Проезжая по городу, обратил внимание на его торжественное убранство. Всюду американские флаги. Изредка видны наши, красные. На перекрестках – зенитные пулеметы.
На центральной площади выстроены войска для парада в нашу честь. У импровизированной трибуны оркестр исполняет встречный марш. Нас выстраивают напротив трибуны. Звучит горн. Выходит генерал Ходжес с начальником штаба армии. Последний зачитывает приказ Президента Соединенных Штатов Америки господина Трумена о награждении советских военно¬служащих американскими орденами. Генерал Ходжес в сопровождении адъютанта подходит к награжденному и вручает награду. Мы громко отвечаем:
– Служу Советскому Союзу!
После награждения состоялся парад. Мы с интересом наблюдали строевые приемы и прохождение войск. Бросилось в глаза однообразие формы одежды от рядового до генерала. Разница лишь в качестве материала и в знаках отличия. Маршировали хорошо.
На приеме в одном из лучших ресторанов Лейпцига за столами встретились восемьдесят американцев и тридцать два советских. За каждым столом – четыре человека гостей и переводчик. Генерал Ходжес произнес приветственную речь и здравицу за дружбу союзников. Генерал А.С. Жадов, в свою очередь, произнес здравицу за нашу Победу. Из бесед в ходе застолья запомнилось высказывание полковника, сидевшего за нашим столом.
– Господа, мы завидуем вам. У вас прекрасный материал. Ваши парни идут на пулеметы. Они не требовательны в быту. За ними не надо возить постельные принадлежности. У нас совсем другое дело, – сказал он, – мы проводим артиллерийскую и авиационную подготовку около трех часов. Начинается атака. И не дай Бог, застрочит пулемет. Наши парни ложатся, и нам приходится все начинать сначала. Если бы вам дать наше оружие и нашу технику, вы смогли бы завоевать весь мир.
Поблагодарив за высокую оценку боевых качеств наших солдат, я сказал:
– Господин полковник, наша армия имеет такое оружие, какого нет ни в одной армии мира.
– Это секрет!
– Нет, не секрет. Это оружие изобрели Маркс, Энгельс и Ленин.
Расхохотавшись, полковник воскликнул:
– Браво, майор, браво! Вы хороший молодой дипломат.
Банкет длился около четырех часов. Много было сказано тостов за дружбу, за победу. Американцы вели себя раскованно, но с почтением к гостям. Мы обменивались сувенирами, адресами. Вспоминали эпизоды встречи на Эльбе и первые послевоенные контакты на разных уровнях.
В прощальном тосте генерал А.С. Жадов пригласил американцев к нам с ответным визитом. Через неделю он состоялся. Мы принимали тридцать два офицера и генерала во главе с Кортни Ходжесом в Инженерном замке над Влтавой. Командарм Жадов от имени Президиума СССР вручил американцам советские ордена. Преимущественно, Отечественной войны, Красной Звезды и полководческие.
Прием прошел на высоком уровне. Американцы были в восторге. Уезжали на своих машинах, ведомых нашими шоферами. Их водители хорошо провели время в специально организованном для них баре.










