Николай Скорик: «В вопросах использования имущества областного совета не будет никакой келейности и закулисных переговоров»

В перерыве каждой сессии председатель областного совета традиционно общается с журналистами. Не стало исключением в этом плане и 14-е пленарное заседание. Коллеги по перу и микрофону сразу отметили некоторую взволнованность Николая Скорика с оттенком возмущения. Впрочем, причина была всем понятна. Внезапно проявленная активность одного из депутатов, которая не очень-то соответствовала этике и нормам поведения в сессионном зале, а больше походила на пиар-акцию, вполне могла вывести из равновесия руководителя областного совета. Можно было бы и не обращать внимания на неуместные вопросы, если бы подобные действия не подавались под соусом «отстаивания прав болгарской диаспоры». Впрочем, отвечая на вопросы журналистов, Николай Скорик спокойно и логично объяснил ситуацию, возникшую вокруг Центра болгарской культуры. Однако, все по порядку.

– Николай Леонидович, как Вы оцениваете отчет начальника Главного управления МВД в Одесской области Геннадия Подройко?

– На мой взгляд, отчет носил достаточно полный, емкий и объективный характер. Он отражает реальную ситуацию в области, говорит о том, что милиция работает на усиление борьбы с преступностью, на усиление охраны общественного порядка. В этом плане органы правопорядка добились серьезных успехов, о чем свидетельствуют объективные данные статистики. Есть пока и серьезные недоработки, и депутаты сделали сегодня акцент по конкретным случаям. Но это отдельные ситуации, которые руководство УМВД области не всегда может проконтролировать. Они не носят глобальный характер. Думаю, что сегодняшнее общение было полезно, и Геннадий Викторович Подройко, и его подчиненные сделают из него соответствующие выводы. В целом же мы признали работу Управления Министерства внутренних дел в Одесской области удовлетворительной и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В этом году, впервые за многие годы, совместными усилиями областного совета и облгосадминистрации нам удалось выделить за счет субвенций из государственного бюджета 10 квартир для сотрудников милиции. Вчера на торжественном собрании ко Дню работников милиции мы вместе с губернатором вручили руководству ГУ МВД ордера, которые будут распределены на заседании жилищно-бытовой комиссии согласно той очереди, которая на сегодняшний день существует в этих органах.

– Останется ли незамеченным сегодняшний пикет перед зданием облсовета? В чем суть конфликта вокруг Центра болгарской культуры, и можно ли назвать конфликтом сложившуюся ситуацию?

– Действительно, усилиями отдельных лиц конфликт с Ассоциацией болгар Украины был раздут и неправильно истолкован, с искажением фактов с точностью до наоборот. У Ассоциации болгар Украины был долг по аренде данного помещения, который копился даже не с момента прихода нынешнего состава областного совета. Ситуация вокруг здания Центра тянется достаточно долго. Когда Антону Ивановичу Киссе, как руководителю Ассоциации, было предложено погасить этот долг, он сказал, что платить не будет. Управление охраны памятников архитектуры и культурного наследия областной государственной администрации, которое курирует данный объект, подало соответствующий иск в суд о взыскании арендной платы. Когда руководство Ассоциации поняло, что иск справедливый, то начало искать самые разные выходы из создавшейся ситуации.

Мы действительно были готовы к компромиссу. Но руководство Ассоциации намерено не хотело идти на него. Финальным был разговор из серии «мы вам покажем». Антон Иванович решил, что он будет разговаривать с депутатами областного совета посредством шантажа. Я уважаю людей, которые пришли к зданию областного совета, уважаю их мнение и ни в коем случае не ставлю под сомнение их искренность. Они имеют право на свое мнение, но в данном случае никакого рейдерского захвата, о котором упоминали некоторые СМИ, не было. Мне было странно слышать эти слова. Насколько я понимаю, рейдерский захват – это когда кто-то чем-то обладает, а другой (нехороший рейдер) хочет это имущество захватить. Данное здание принадлежит областной громаде. Ассоциация болгар выполняет в нем функции арендатора. К сожалению, недобросовестного арендатора.

В ходе сессии Антон Иванович пытался намекать на мои дружеские отношения с Конгрессом болгар Украины. Я их не скрываю, но дело ведь не в Конгрессе болгар Украины. Болгарское движение, от имени которого выступает Антон Иванович Киссе, далеко неоднородно. И то, как пытается выстраивать в нем ситуацию Антон Иванович, напоминает иллюзию попытки возобновления самодержавия. Кроме того, в области есть огромное количество национально-культурных обществ, которые не имеют помещений для своей деятельности. Начиная с украинской «Просвіти» и продолжая тем, что у Российского культурного центра и у многих других национально-культурных обществ нет своего помещения.

Мы предлагали Ассоциации болгар Украины: если вы не можете самостоятельно содержать такое большое здание и платить соответствующую арендную плату, давайте сделаем его, к примеру, Домом дружбы народов или Центром национальных меньшинств. Создадим коммунальное предприятие, установим для него арендную плату в 1 гривню. Тогда мы будем знать, что в этом здании представлены все нации и народности, возможно, религиозные конфессии, они все будут иметь возможность и право там находиться.

Сейчас это здание фактически используется в интересах узкой группы лиц, которые представляют свою позицию как мнение всей болгарской общественности области. Однако речь идет об элементарном хозяйственном споре, и этот спор не мы начали, не мы его завели в такой тупик. С другой стороны, речь идет о попытке перевести хозяйственный спор в плоскость межнациональных, межэтнических отношений в интересах своей узкокорыстной политической выгоды. Естественно, Антону Ивановичу выгодно представлять ситуацию именно таким образом. Он не выступает ни по одному другому вопросу, практически не ходит на совместные и отдельные заседания комиссий областного совета. Когда его комиссией рассматривались мероприятия по реализации Европейской хартии языков, где отдельное внимание уделено болгарскому языку, Антон Иванович не участвовал в этих заседаниях, потому что на комиссии не присутствовали средства массовой информации. Зато когда можно показать себя «как борца за права болгарского народа» при большом количестве СМИ в сессионном зале, то именно так он и действует. Прошу прощения за эмоциональность моей речи, но вокруг простого вопроса ситуация разворачивается уже больше месяца, причем в настолько вымышленной форме, что мне просто неприятно это слушать.

– Чем объяснить тот факт, что облсовет начал заниматься своими зданиями? Та же ситуация с неуплатой долгов была по Дворцу студентов на Маразлиевской. Это совпадение или политика?

– Это политика, но не в отношении конкретно Дворца студентов или Центра болгарской культуры. Когда мы подняли вопрос по Дворцу студентов, появился чуть ли не комитет защиты Дворца студентов от областного совета. Скажите, на сегодняшний день что-то случилось с Дворцом студентов? Мы хотим навести там порядок. Будучи студентом, я ни разу не был в этом так называемом Дворце студентов, и попасть туда просто так было невозможно. Даже во времена моей молодости дискотеки там были платными, и каких-то особых кружков в те времена не наблюдалось. Мы хотим, чтобы это здание действительно использовалось нормально, как Дворец студентов. А если там есть коммерческие организации, они должны платить арендную плату по коммерческим расценкам. Коммунальная собственность – это одна из основ местного самоуправления, одна из составляющих пополнения местного бюджета. Если этот бюджет не будет пополняться, зачем громаде эта собственность?

Областная громада – это такой же субъект коммерческих отношений, как и любой предприниматель. Мы добились того, что Одесский областной совет, его управление по имущественным отношениям стало выигрывать суды по отношению к недобросовестным предпринимателям, которые считали, что «все вокруг ничейное, все вокруг мое». И сегодня в отчете управления есть конкретные цифры по увеличению доходов в бюджет области от арендной платы. Если вы заметили, у нас не было приватизировано ни одного объекта, потому что в рамках аренды для громады это значительно выгоднее, чем приватизация. С другой стороны, если должны быть какие-то льготы по арендной плате для отдельных организаций, то эти льготы должны предоставляться коллегиально всеми депутатами после соответствующего обсуждения. В данной ситуации при всей весомости должности председателя областного совета я считаю, что не вправе решать те или другие вопросы, которые касаются всей громады, и выступать в роли доброго или злого дяди. Мы живем в демократическом государстве, и высший орган местного самоуправления, которым является Одесский областной совет, должен быть примером демократии в этом деле. Никакой келейности, закулисных переговоров в этом вопросе не будет. Будет открытое обсуждение, открытые общественные слушания, в которых будут участвовать все желающие. Но тогда уже нужно приводить не просто логику своих личных интересов, а логику интересов всей громады. Не только мы с вами, не только депутаты, а в первую очередь громада должна понимать, зачем эти льготы она предоставляет, какая будет польза Одесской области от того, что тот или другой арендатор не будет платить полную арендную плату, и насколько это важно для всех жителей Одесской области .

– По Вашему мнению, разрешит ли властный кризис избрание Юлии Тимошенко? Как скажется такое избрание на жителях Одесской области?

– Мне пока сложно сказать, как оно скажется на жителях области. Думаю, что назначение нового премьера не разрешит кризис власти. Юлия Тимошенко получила минимальное преимущество в 1 голос. Это лишний раз доказывает, что наше государство и наш народ фактически раскололи пополам. Достаточно активные со стороны Партии регионов и достаточно несмелые со стороны отдельных членов блока НУНС призывы о создании широкой коалиции остались неуслышанными. С одной стороны, я понимал, что они могут быть непопулярны у части нашего электората, который во многом полярен, и хочет каких-то крайних решений. С другой стороны, с моей точки зрения, это было единственно возможным путем объединения нашей страны в единый мощный организм, и главной возможностью добиться, чтобы национальные ценности превалировали над какими-то отдельными узкопартийными интересами. Тогда это были бы не просто хорошие лозунги (неважно, на каком языке они бы произносились – русском, украинском, болгарском или каком-либо другом). Это действительно было бы реальностью, потому что тогда можно было бы добиться серьезных успехов на основе компромисса между разными политическими силами. Думаю, мы с вами станем свидетелями дополнительного противостояния, которое будет продолжаться и на уровне Верховной Рады, и на уровне местной власти. Считаю (об этом я точно так же говорил, когда премьером был Виктор Федорович Янукович), что единственно верный путь максимально сбалансировать ситуацию – реализовать второй этап конституционной реформы, когда местные советы получили бы большую самостоятельность, право формировать исполкомы, возможно, право выбирать губернатора. Таким образом, регион имел бы достаточную самостоятельность. Речь идет не о сепаратизме, а об учитывании местных интересов и местного менталитета. Глупо отрицать, что менталитет в Одессе и менталитет во Львове отличаются. Вспомним решение Львовского областного совета, которое, с моей точки зрения, просто вызывающе по отношению к Одессе. При всем том, что во многом мы едины, это лишний раз доказывает, что нам также во многом нужно искать общие точки соприкосновения.

– Насколько эффективна практика откладывания неосвоенных бюджетных средств на депозиты?

– Субвенции из государственного бюджета, в случае если они не освоены в текущем году, уже невозможно использовать в следующем году. Они возвращаются в госбюджет. Средства областного совета, в отличие от субвенциальных денег из государственного бюджета, – это тот преходящий остаток, который остается у нас на следующий год. К сожалению, тендерные процедуры (и об этом говорится на всех уровнях) просто преступны по отношению к нашему государству. Они не только не усиливают контроль за использованием средств, но наоборот, выкачивают деньги из бюджета в карманы частных структур. С тендерными процедурами связаны и достаточно серьезные сложности с освоением бюджетных денег. Для того, чтобы эти неосвоенные средства работали на областной бюджет и приносили дополнительный доход, принято решение по продлению депозита с банком «Південний» фактически в режиме текущего счета. Т.е. как только областному совету понадобятся деньги в том или ином объеме, мы сможем их снимать частями, и таким образом финансировать те областные программы, которые у нас существуют. Такая практика существует во многих областях, в том числе аналогичное решение принимал Одесский городской совет.

– Николай Леонидович, БЮТ уже составил предварительный список кандидатов в местные советы. Планирует ли ПР делать то же на городском или областном уровнях?

– Мне кажется, что БЮТ делает это немного преждевременно. Насколько я знаю, досрочные выборы в местные советы еще никто не объявлял. Если такое произойдет, мы, естественно будем принимать решение о включении депутатов в список согласно тому трудовому вкладу и той активности, которую депутаты проявляли в межвыборный период. Считаю, что фракция Партии регионов в областном совете достаточно активно работает, и пока у всех действующих депутатов есть возможность попасть на свои места. Окончательно решать этот вопрос будет партийная конференция. Опять же, в случае, если по этому поводу будет соответствующее решение Верховной Рады.

– Раньше Вы ставили вопрос о целесообразности аренды помещения в 1 грн для областного Совета мира. Сейчас на рассмотрение сессии выносится решение по этому вопросу. Областной совет согласился на это?

– Этот вопрос достаточно долго обсуждался. По нему было много споров. Руководство Совета мира доказало свои реальные действия, направленные на реализацию тех уставных принципов, которые заложены в этой организации. Поддерживают эту идею и свидетельствуют о добрых делах Совета мира Одесская епархия, представители других религиозных конфессий и общественные деятели. Поэтому, когда есть соответствующие документы и конкретная деятельность, нет оснований не удовлетворять такую просьбу.

– Николай Леонидович, есть ли у Вас в семье особые традиции отмечать Новый год? Где Вы будете праздновать год Крысы?

– Крыса – это мой знак, я родился в этот год. Несмотря на то, что 2008 год – високосный, надеюсь, он сложится для меня, моих ровесников и для всех представителей этого знака в целом удачно. В этом году я буду отмечать его дома. У меня совсем маленькая дочка, ей полгодика. Естественно, она не может еще никуда пойти, а нам с женой хотелось бы быть рядом с ней. Для меня Новый год – семейный праздник. С другой стороны, мне кажется – это праздник веселья, праздник надежды на будущее. Поэтому ничего страшного не вижу в том, чтобы праздновать его с друзьями. Я сам достаточно часто праздновал его в компаниях, в каких-то общественных местах. Особых новогодних традиций у нас нет. А вот на Рождество мы собираемся всей семьей в Святой вечер и соблюдаем отдельные традиции, которые прописаны не нами, а нашими предками. Поэтому, надеюсь, что все предстоящие праздники пройдут хорошо.

Выпуск: 

Схожі статті