С 1970 года вручается учрежденная в США специальная медаль Джослина – тем, кому удалось прожить с сахарным диабетом первого типа (инсулинозависимым) 50 лет без калечащих осложнений. Почему? Потому, что полувековой период считается своеобразным рекордом – ведь этому недугу сопутствует много тяжелых осложнений, зачастую приводящих к инвалидизации или даже смерти пациента. И суметь договориться с заболеванием, поставить его под контроль способны лишь совершенно уникальные люди.
Выпускник Одесского медина Эрнест Михайлович Артемов болеет диабетом первого типа 48 лет.
Заболел он в 19 лет. Наверное, кто-то другой, узнав о диагнозе, впал бы в панику или депрессию. Артемов же, к тому времени уже студент медицинского вуза, подошел к ситуации по-философски. Помните высказывание «Все дается по силам»? Вот будущий врач и решил, что сама судьба ставит перед ним задачу справиться с недугом, оспорить привычные подходы к нему и в лучших традициях отечественной земской медицины начал неформальное изучение сахарного диабета с самого себя.
Наверное, ему тогда здорово помогли свойственные молодости смелость и максимализм. Судите сами: официальная медицина категорически запрещала (и запрещает сегодня!) лечебное голодание при первом типе диабета. А Артемов практически сразу, как заболел, начал использовать разгрузочные и голодные дни. И результат оказался удивительным – уровень сахара в крови удавалось поддерживать на меньших дозах инсулина.
Кроме того, он перешел на безглютеновую диету. Глютен содержится в продукте, который образуется из пшеничной муки после выделения из нее крахмала, попросту говоря – в хлебе.
Еще в конце 70-х годов из публикации в «Комсомольской правде» Эрнест Михайлович узнал о феномене влияния глютена на слизистую оболочку тонкого кишечника животных, делавшего ее проницаемой для ядов белковой природы с достаточно крупными размерами молекул. Он предположил, что аналогичным образом складывается ситуация и с человеческим организмом. Потому исключение глютена из рациона питания позволит избежать повышения проницаемости тонкого кишечника, защитит печень и поджелудочную железу от поступления дополнительных порций вредных веществ, тем самым существенно снизив нагрузку на них. При сахарном диабете это чрезвычайно важно.
Доктор Артемов обратил внимание и на то, как старались обойтись без глютена древние. Например, в Египте пшеничный хлеб (скорее лепешки, а не хлебные булки в нашем понимании), пекли из муки, которую получали, измельчая проросшую, а затем высушенную пшеницу. Тем самым резко снижая, почти до нуля, в зависимости от степени прорастания, количество глютена в зернах. А жители Египта ведь считались самыми здоровыми в античном мире.
Кроме того, до прихода европейцев на американский континент народы майя и ацтеков строго соблюдали запрет на потребление в пищу зерна кукурузы урожая текущего года. Початки чем-то обрабатывались и выдерживались в специальных хранилищах по несколько лет. Возможно, это было связано именно с уменьшением количества глютена.
В пользу безглютеновой диеты свидетельствуют и современные данные: дети в континентальном Китае заболевают сахарным диабетом первого типа в 350 (!!!) раз реже, чем дети, скажем, в Финляндии. Нет эпидемии сахарного диабета и в Индии. Речь идет о странах, где пшеница не является главным продуктом для производства хлеба и других распространенных пищевых продуктов. Стоит отметить и то, что новые технологии позволяют добавлять порошкообразный глютен в колбасы, сыры, торты и печенье. Получается, что там, где популярна пшеница (а твердые ее сорта, из которых делают дорогие макароны, содержат наибольшее количество глютена), люди живут в глютеновом мире, даже не подозревая об опасности.
Десятилетия работы позволили Эрнесту Михайловичу прийти ко многим интереснейшим выводам, кардинально меняющим представления о правильности лечения разных недугов, связанных в том числе и с сахарным диабетом.
Так, ему удается либо снять людей с приема таблетированных сахароснижающих препаратов, либо добиться значительного уменьшения дозы. Пациентов со вторым типом сахарного диабета, получающих инсулин, – перевести на таблетированные формы лекарств. А больным с тяжелым течением первого типа – помочь взять заболевание под контроль, чтобы оно не мешало привычному активному образу жизни.
– Одним из самых страшных осложнений при сахарном диабете считается диабетическая стопа, – говорит Эрнест Михайлович. – Даже на стадии гнойной флегмоны, когда человеку, казалось бы, неминуемо грозит ампутация, его можно вылечить и обойтись без операции. Достигается это сочетанием правильной медикаментозной терапии и голодания. Буквально в течение нескольких дней появляются потрясающие результаты.
При болезни Боткина пациентам с первым типом сахарного диабета доктор Артемов назначает «Амиксин», гормональную терапию, чтобы снять воспалительный процесс, «Эссенциале» внутривенно и двух-трехдневное голодание. При остром воспалительном процессе доза требуемого организмом инсулина иногда увеличивается в разы. И контролировать ее надо постоянно. С третьего дня больному можно начинать есть. Так как болезнь Боткина – это вирусное повреждение печени, показано жесткое вегетарианство – овощи, фрукты, картофель, каши, растительное масло.
Всем, кто перенес болезнь Боткина, включая гепатит В и С, Эрнест Михайлович рекомендует переход на безглютеновый режим питания – для снижения нагрузки на печень.
Интереснейший опыт накоплен доктором в отношении сахарного диабета у детей. Установлено, что первый тип передается по наследству. Потому надо внимательно наблюдать за детишками, чтобы вовремя среагировать на появление первых симптомов заболевания – например, ребенок начинает пить много воды.
– Если «поймать» проявления сахарного диабета буквально в первые один-два дня, переводом ребенка на вегетарианство с уклоном в сыроедение удается эффективно заблокировать процесс развития заболевания, – убежден Эрнест Михайлович. – Так мы уберегли сына, которому уже 42 года, и сахарного диабета у него нет. Теперь наблюдаем за внуком. Сын – врач по профессии, и что надо будет делать, если появятся тревожные симптомы, хорошо знает.
По мнению доктора Артемова, надо серьезно пересматривать подходы к организации питания детей, чтобы не провоцировать развитие аллергических реакций и сахарного диабета. Он напомнил, что с
1 января 2007 года в Украине вступил в силу новый закон о детском питании. Им были запрещены к реализации и применению питательные смеси для новорожденных, содержащие некоторые добавки, в том числе и пшеничную муку. Украина оказалась первым и единственным государством в мире, которое законодательно запретило пшеничную муку в питании детей. С 16 июля 2009 года этот закон вступил в силу. По сути дела, для питания всех новорожденных рекомендовались без- или малоглютеновые смеси. Овсянка, правда, не запрещалась. Нововведение встретило непонимание среди медицинской общественности и растерянность у большей части населения. Порадовались только те родители новорожденных, которые были в курсе, что потребление пшеничной муки здоровыми младенцами в ближайшей перспективе может привести их к аллергизации, а в более отдаленной – к сахарному диабету. Но радость была недолгой. В марте 2010 года новое правительство Украины отменило действие этого закона, мотивируя его создание бюрократическими (?) ошибками прошлой власти. В общем, хлеб вновь всему голова, и никак иначе.
– Создание стационара по лечебному голоданию помогло бы медикам профессионально и на постоянной основе изучать и применять столь необычный способ исцеления, – продолжает Эрнест Михайлович. – Думаю, что необходим и медицинский ликбез по проблемам ювенильного (юношеского) сахарного диабета – одной из самых тяжелых форм этого заболевания. Именно невежественное отношение молодых диабетиков к своему заболеванию затрудняет лечение и профилактику осложнений. А особенно неоправданно частое депрессивное состояние больных по отношению к себе и своему будущему. Дети и молодые люди, находящиеся на инсулине, могут жить, учиться, работать, рожать здоровых детей и вообще чувствовать себя полноценными членами общества, если сумеют отнестись к своей болезни более грамотно.
Сахарный диабет – это сложная болезнь, имеющая свои плюсы и свои минусы. Зная, как нейтрализовать минусы, можно пользоваться только плюсами и, таким образом, быть не менее жизнеспособным, чем окружающие, а благодаря некоторым особенностям болезни (как бы странно это ни звучало) – находиться иногда и в более выгодном положении.
Слушая Эрнеста Михайловича, все время думала о нашем медуниверситете, который имеет статус национального. При нем открываются новые и новые клиники (одна из последних – педиатрическая клиника), приезжают ученые из других стран, чтобы поделиться с будущими медиками и сотрудниками кафедр ОНМедУ своим интересным опытом. Опыт доктора Артемова не просто интересен – он уникален. Ведь возможность уйти от сахарного диабета, ампутации конечности, избавиться от катаракты без операции, дольше прожить с диагностированным на поздней стадии онкологическим заболеванием – все это те чудеса исцеления, которые творит методика доктора Артемова. Наверное, пора ее серьезно начать изучать, в частности в стенах медуниверситета, и шире предлагать тем, кто готов побороться за свое здоровье и жизнь.


























