Еще в 1997 году Украина ратифицировала Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер в европейском регионе ВОЗ. Это первый в мире документ, призванный сократить количество болезней и смертей, связанных с водой. Он представляет собой эффективный международный механизм для обуздания вреда, причиняемого небезопасной водой.
В рамках Протокола определена микробиологическая природа желудочно-кишечных заболеваний, которые требуют первоочередного внимания. Это холера, бактериальная дизентерия, энтерогемаррогическая колибактериальная инфекция, тиф (и паратиф), вирусный гепатит А. Страны-участницы должны провести ревизию своих систем эпиднадзора и выявления вспышек заболеваний, чтобы определить и использовать на практике наиболее эффективные меры по снижению уровня заболеваемости. В их числе и такие мероприятия, как вакцинация и улучшение очистки сточных вод.
Поскольку нынешний год объявлен в регионе Годом питьевой воды, пришло время поговорить об основных проблемах и опасностях, существующих в этой сфере.
– Еще в 2004 году 40% сточных вод сбрасывали в Украине неочищенными или недоочищенными, – говорит руководитель Центра ведения Государственного кадастра природных лечебных ресурсов ДУ «Украинский НИИ медицинской реабилитации и курортологии Минздрава Украины», ведущий научный сотрудник лаборатории гигиены и экологии воды ГУ УкрНИИ медицины транспорта Минздрава Украины, доктор медицинских наук Андрей МОКИЕНКО. – А поскольку наш регион находится в низовьях таких крупных водных артерий, как Дунай и Днестр, существенно повышается риск как вирусного, так и химического загрязнения питьевой воды.
– То есть сегодня однозначно ответить на вопрос, что люди пьют, не представляется возможным?
– На него можно ответить только при наличии научно обоснованной, структурированной и эффективной системы мониторинга состояния воды на всех этапах ее поступления к потребителю. Сегодня этим занимается лаборатория водоканала – организации, эксплуатирующей сети водоснабжения. Независимый же контроль проводится только по эпидпоказаниям, и потому не является эффективным.
Не случайно имели место вспышки гепатита А в Ильичевске в 1995 году, ротавирусной инфекции в Одессе в 2000 году и Измаиле в 2016 году. К сожалению, обусловленность этой заболеваемости качеством воды не получила должной оценки.
По вспышке в Измаиле я докладывал на комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям при губернаторе. Говорил, что Измаильский водоканал не хуже и не лучше других. Эта общая беда всей отрасли: основные водоочистные сооружения строились в 60-70-е годы прошлого века. Поскольку капитально ничего не ремонтировалось, они пришли в катастрофическое состояние и на должном уровне гарантировать уровень очистки не могут.
– Андрей Викторович, но ведь это уже вопрос национальной безопасности!
– Да. Были соответствующие решения Совета национальной безопасности и обороны от 2009-го и 2013 годов. В 2009 уровень загрязнения воды был оценен как угроза национальной безопасности, а в 2013-м просто констатировали, что ситуация не улучшилась, а ухудшилась.
– В 2006 году много говорили о принятии общегосударственной программы «Питьевая вода Украины» на 2006-2020 годы…
– Согласно информации, которой я располагаю, она профинансирована в 2011 году всего на 20%. О ее финансировании в настоящее время мне ничего не известно. Хотя это должно быть в свободном доступе не только для меня, как специалиста, но и любого жителя Украины.
В программе шел разговор о внедрении новых технологий как стратегическом направлении развития отрасли водоочистки. Но, увы… Ничего этого нет. Качество воды в Украине находится под большим вопросом.
Еще в 2005 году на съезде представителей водоканалов была озвучена обескураживающая цифра: по данным ЮНЕСКО, по качеству питьевой воды и водоочистных сооружений Украина находилась на 95-м месте среди 122 стран. Учитывая, что отрасль продолжает разрушаться, спустя 12 лет, думаю, мы в классификации ЮНЕСКО скатились еще ниже.
– Насколько я знаю, во многих странах подобная информация находится в открытом доступе…
– Да, на сайтах водоэксплуатирующих компаний есть ответы на вопросы, которые могут возникнуть у потребителя.
Здесь я бы привел в пример опыт работы Агентства по охране окружающей среды США, которое контролирует все подобные вопросы. Речь идет о департаменте контроля и профилактики заболеваний, в том числе связанных с употреблением некачественной воды. И результаты своей работы специалисты данного департамента выкладывают на сайте. У нас по-прежнему все, что касается воды, с точностью до наоборот – максимально закрыто.
К сожалению, у нас недооценивается также опасность заражения в результате использования воды в рекреационных целях.
Например, купаясь в загрязненном стоками море, человек заглатывает воду и получает гастроэнтероколит. Или съедает выращенные в загрязненной воде мидии и устрицы, а потом удивляется, откуда взялся гепатит А. Такие болезни под общим названием «талассогения» интенсивно исследуются во всем мире. У нас официальных данных по этому поводу вы вообще не найдете. Комментарии, как говорится, излишни…
– Андрей Викторович, есть ведь еще проблема ливневого стока…
– Это так называемые серые воды. За рубежом постоянно совершенствуют системы очистки ливневых стоков. У нас же, в Одессе, при каждом сильном ливне под водой оказывается Таможенная площадь, и потом все потоки воды уходят в рекреационную зону. Ответов на вопросы, как это загрязняет море и влияет на качество воды в нем, как меняется заболеваемость, нет. Летом на пляжах дня три после ливня не рекомендуют купаться, так как за это время концентрация загрязнений несколько уменьшится.
Много говорится о развитии туристического потенциала региона. Но это невозможно без наличия качественной питьевой воды. Никто не поедет туда, где есть риск заражения при купании или употреблении загрязненной питьевой воды.
Несколько слов о Годе питьевой воды. С одной стороны, это, безусловно, верный шаг. С другой стороны, возникает вполне справедливый вопрос: а достаточно ли времени для реализации каких-либо идей и проектов? Разумеется, нет. Особенно, если вспомнить о реализации общегосударственной программы. Позволю себе высказать свою точку зрения: этот год в контексте качества воды должен стать годом разработки стратегической программы улучшения качества воды в регионе на основе скрупулезного анализа существующих проблем и разработки адекватных в научном, методологическом, технологическом и финансовом плане путей их решения.
И в заключение считаю необходимым привести последнюю фразу из нашего двухтомника «Вода и водно-обусловленные инфекции»: «Если говорить о стремлении куда-то, например, об интеграции в мировое сообщество, в первую очередь в Европу, необходимо, с нашей точки зрения, прежде всего навести порядок в собственном доме. Это напрямую касается порядка с питьевой водой, в которой, как в капле чистой воды, отражается качество всей жизни».


























