Спасибо тебе, Валюша!

Недавно оказался по делам на улице Степовой. Увидел толпу по-зимнему одетых пожилых людей. Иные с палочкой, а то и с костылем. У многих пакеты, сумки в руках. Они, ежась на холодном ветру, о чем-то возбужденно переговаривались. Подошел, поинтересовался, зачем народ собрался. 

– Валюшу ждем. Скоро будет, – приветливо отозвалась старушка в поношенном пальто с некогда модным, уже потемневшим от времени норковым воротником.

– Да вот она, кормилица наша! – радостно, на полукрике, известил высокий худой дедушка, опиравшийся на костыль.

Я увидел среднего роста женщину, торопливо приближавшуюся к нам. Она, скрывая за улыбкой усталость, поздравствовалась со всеми и объявила:

– Сейчас доставят хлеб и булочки. Све­женькие.

Так я познакомился с Валентиной Сесь, ныне председателем Организации Общества Красного Креста Украины Малиновского района города Одессы.

Решил побеседовать с ней, но она, просительно глянув на меня карими глазами, сказала:

– В другой раз. Спешу в пенитенциарную службу, будем рассматривать дела по досрочному освобождению осужденных. Я уже сейчас волнуюсь. Непросто это – решать человечес­кую судьбу. Ведь вина измеряется не одной причастностью, а и мерой совести каждого.

Валентина Гавриловна ушла на заседание комиссии, а мне вспомнилось мандельштамовское: «Видно, даром не проходит шевеленье этих губ, и вершина колобродит, обреченная на сруб».

Прощай, Ялпуг

На берегу озера стояла девушка в летнем цветастом платьице. Она, глянув на предзакатное красно-оранжевое солнце, отражавшееся в тихой воде, широко раскинула руки и тихо, на выдохе, сказала: «Прощай, Ялпуг!» Это была Валя Иванова, выпускница Криничанской средней школы.

А ранним утром ее, имевшую твердое намерение поступить в медицинское училище, автобус увез в Одессу. И это намерение воплотилось в успешную сдачу экзаменов. Она, как и мама, будет дипломированной медицинской сестрой. А это значит: быть всегда востребованной, поддерживать людям здоровье, добиваться их уважения. Такого, каким пользовалась в селе Криничном мама, где ее знает и стар и млад.

Училась напористо, без разочарований. И в ныне далеком 1974 году она, теперь уже выпускница санитарно-фельдшерского отделения Одесского медучилища № 1, начала трудиться в дружном коллективе санэпидстанции в ту пору Ильичевского района.

Однажды, идя по Степовой, на фасаде здания увидела вывеску: «Общество Красного Креста». Поскольку искала подработку, решилась заглянуть: «вдруг пригожусь». Переступила порог и увидела стариков, таких беспомощных, будто на их плечи свалились невзгоды всего мира. Хотела было уйти, но тут раздалось приветливое: «Проходите, пожалуйста, я сейчас освобожусь». Приглашала руководитель районной организации Красного Креста Людмила Николаевна Максакова. Она с полуслова поняла цель визита медсестры, и с того дня началась Валина краснокрестовская эпопея, длящаяся вот уже почти тридцать лет. 

Чужой беды не бывает

Чего только не увидела и не услышала за эти годы Валентина Гавриловна. Пропустила через свое сердце тысячи нелегких, нередко незаслуженно искалеченных людских судеб. И всегда помнила наказ своей первой наставницы: «Для нас, краснокрестовцев, чужой беды не бывает». Вот и недавно сердце сбилось с ритма от боли, когда узнала, что пожилого беззащитного мужчину выжили из квартиры. Он оказался на улице в непогожий день. Его в прямом смысле подобрала Анна Николаевна Яцумир, много лет неустанно работающая на ниве Красного Креста. Она приютила страдальца в своем жилище. Известила о нем Валентину Гавриловну, и они начали добиваться устройства одинокого человека в приют для престарелых. И добились, хоть и пришлось немало времени потратить и сил приложить.

– Вы знаете, нелегко постоянно находиться в ипостаси просящего, – говорит Валентина Сесь. – Одно дело – укол сделать, определить содержание сахара в крови, давление измерить, навести порядок в квартире нуждающегося в помощи. А другое – распространять марки, доставать хоть какие-то лекарства, продукты – куда сложнее. Я уже не говорю о поддержке деньгами. Но, слава Богу, находятся люди, которые, как говорят, готовы последним поделиться. В этом году мы уже собрали семьдесят две тысячи гривен. Откликаются на наши просьбы завод «Полимер», строительное управление номер десять, хлебозавод «Новое дело», руководители других предприятий. Когда звоню им, они узнают меня по голосу.

Слушая неторопливый говор Валентины Гавриловны, я убеждался в том, что именно такие люди, как она, ее коллеги, волонтеры, сотрудничающие с ней, и благотворители рассеивают и отгоняют темноту зла и зажигают свет добра. С теплотой говорила моя визави о Надежде Александровне Корчевской, возглавляющей филиал Малиновской районной организации ККУ, о других краснокрестовцах. Вспомнила и о том, что старшая дочь Наталья после окончания медучилища трудилась с ней в одной упряжке. И младшая – Иришка – десять лет посвятила Красному Кресту. Рада, что это не помешало дочерям получить высшее образование.

Что волнует? Рост бедности, хоть, вроде бы, пенсии и повысили, а выживать одиноким нынче не легче – цены-то буквально на все неудержимо растут. Как преднамеренное вредительство восприняли краснокрестовцы ликвидацию института патронажных сестер. Они были реальной опорой для тех, кто по воле рока оказался на обочине общества.

– Надо возрождать патронажную службу, – утвердительно говорит Валентина Гавриловна. – Без нее – беда.

Кстати, я недавно сказал об этом же президенту ОККУ Ивану Усиченко, который делал все, что мог, для ее сохранения. Но и ему не удалось преодолеть абсурдное решение, родившееся в недрах Минздрава. Такое отношение к Обществу, действующему в соответствии с законом «О Красном Кресте Украины», со стороны государства не поддается логике здравого смысла. И как укор ему воспринимается то, что краснокрестовцы района ютятся в одной неотапливаемой комнатушке, не имеют транспорта и складских помещений.

Наш ангел-хранитель

Такими словами выразила общее мнение одиноких людей, инвалидов, оказавшихся за чертой бедности, о Валентине Гавриловне ее коллега Вера Петровна Шелуханова, ныне сама нуждающаяся в поддержке. Эта мудрая женщина сорок один год посвятила Красному Кресту и знает не понаслышке истинную цену благотворительности. «Она, как скорая помощь. Добрая, отзывчивая, может понять человеческую душу. Пусть Господь бережет ее», – сказала Вера Петровна. Я ознакомил Валентину Гавриловну с этим отзывом, а она, смутившись, перевела разговор в другое русло и поведала о своих подопечных, ради которых согласилась и на ненормированный рабочий день, по сути без выходных; и на роль просителя, переступающего через собственную гордость; и на отсутствие нормальных условий для приема пациентов, число которых возросло после наплыва переселенцев из Донбасса; и на выслушивание зачастую необоснованных претензий и незаслуженных обид – всем ведь не угодишь…

Когда мы беседовали, позвонила Людмила Максакова. И я попросил высказать мнение о ее преемнице. В ответ услышал: 

– Она человек дела и очень нужна людям. Я только что встречалась с Николаем Даниловичем Арцибашевым, Аллой Александровной Леоновой, Светланой Феодосиевной Чернат, и они просили передать низкий поклон Валентине Гавриловне за помощь, оказанную в Международный день инвалидов. 

Сесь слышала эти слова и, улыбнувшись, сказала:

– И мне звонили, благодарили Валентина Федоровна Корпусова, Нина Савельевна Ахмадедская и многие другие.

А как же иначе? Обездоленных и обделенных судьбой и властью людей надо поддерживать всем миром. Буду привлекать земляков в ряды Красного Креста. Его главное кредо – творить добро.

Именно с таким кредо и преодолевает непростые житейские дороги эта скромная, трудолюбивая женщина. Она по праву удостоена высшей награды Красного Креста Украины «Почетный знак».

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті