Исполнители на выбор

В 2015 году  Кабинет Министров Украины ликвидировал Государственную исполнительную службу (ГИС). Причина - огромное количество жалоб, которое поступало в адрес правительства на работу государственных исполнителей. Люди жаловались на затягивание сроков исполнения и бездействие сотрудников этой службы. Правительство в ходе начатой реформы планировало заменить государственных исполнителей на частных. Но в 2016 году Верховная Рада приняла закон, предусматривающий смешанную систему исполнения. Она существует, например, в Грузии, Польше и странах Балтии. Этим нововведением предполагалось уменьшить коррупцию в сфере исполнения и улучшить его качество, так как на тот момент в стране (по статистическим данным) исполнялось не более 20 процентов (по неофициальным данным – не более 4 процентов) судебных решений.  

В планах Минюста - за 5 лет достичь среднего в Евросоюзе уровня исполнения судебных решений – 50-70 процентов. Почему-то основная ставка для достижения этой цели делается все же на частных исполнителей (для этого их количество, по подсчетам реформаторов, должно быть не менее 2 тысяч). Но пока они в большом дефиците.

Несколько лет назад одна из моих знакомых попала в дорожно-транспортное происшествие. Она переходила дорогу на зеленый свет светофора по пешеходному переходу, когда на нее налетел автомобиль. За его рулем сидел довольно немолодой, но неопытный водитель. Он оказался из тех, о которых шутят в анекдотах, типа: «Машину – купил, права – купил, ездить – не купил». Вот только последствия оказались совсем не шуточными. Почти полгода женщина провела на больничной койке, а потом заново училась ходить. Несмотря на то, что водитель скрылся, не оказав помощи потерпевшей, его нашли. Был суд, признавший водителя виновным, и определивший ему наказание в виде лишения свободы. Правда – условно, с испытательным сроком. Параллельно с рассмотрением уголовного дела, адвокат подал и гражданский иск о возмещении ущерба пострадавшей. Совершивший преступление водитель, компенсировать (даже частично) затраты на дорогостоящее лечение и медикаменты, не захотел. Поэтому иск был удовлетворен. Но только на бумаге, так как у должника к моменту вынесения решения никаких денежных средств не оказалось. В результате обращения в государственную исполнительную службу для принудительного исполнения решения суда, взыскательница (то есть моя знакомая) получила ответ, что должник не обладает имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист ей вернули по почте с рекомендацией обратиться в исполнительную службу через полгода для проведения повторной проверки имущественного положения должника. Спустя год исполнители все-таки направили документ для взыскания с пенсии должника (в процессе судебного разбирательства виновник ДТП сумел оформить себе инвалидность) по 10 процентов (с символической суммы)...

Многие из тех, кто впервые обращаются в суд в надежде восстановить свои законные права (имущественного и неимущественного характера) наивно полагают, что самое главное – это судебное решение, которое удовлетворит их исковые требования. К сожалению, адвокаты, которые берутся представлять интересы граждан в суде, не всегда объясняют своим клиентам, что завершающей стадией судебного процесса, по сути, является его исполнение. 

 Встреча с ними – вполне реальна 

 Информация о ликвидации ГИС и создание института частных исполнителей особого резонанса в обществе не вызвали. Людям было не до этого. К тому ж, вероятно, большинство граждан обычно надеются избежать в своей жизни общения с представителями столь специфической профессии. А зря. В нынешней экономической ситуации, связанной с обнищанием населения на фоне резкого роста цен на коммунальные услуги, а также сплошь и рядом возникающими банковскими кредитными проблемами, когда люди теряют способность выплачивать свои ипотечные долги, встреча с исполнителями может стать реальностью почти для каждого рядового гражданина. Кроме того, некоторые юристы усматривают в законе, о так называемой «демонополизации сферы исполнения судебных решений», возможность активизации рейдеров и коллекторов. 

С момента внесения изменений в законодательную базу прошло 2 года. Как сейчас обстоят дела у сотрудников этой службы? Сократилось ли количество жалоб, повысился ли процент выполненных решений? На эти вопросы ответила Оксана Смачинская, которая руководит отделом аналитики и статистики управления Государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Одесской области. 

 – Последние статистические данные свидетельствуют о том, что улучшения в работе государственных исполнителей происходят. Об этом говорят цифры. Из 60 процентов закрытых исполнительных производств, 40 процентов были фактически исполнены. Таких показателей в предыдущие годы у нас никогда не было. Произошли изменения в порядке исполнения. Улучшилась материальная база. Увеличился и процент материального вознаграждения сотрудникам за успешно исполненные производства, связанные с взысканиями денежных средств (теперь это 2 процента от взысканной суммы). При этом сохраняется дефицит кадров, как одна из проблем. Сегодня в области работают 257 человек из 338, предусмотренных штатным расписанием. ( В целом по Украине предусмотрено 5710, в реальности – 4480). Молодые люди, которые получив диплом юриста, приходят к нам на работу, вскоре не выдерживают нагрузку и увольняются. На каждого исполнителя автоматически распределяются и производства (без территориальной привязки) из расчета равномерной нагрузки между сотрудниками. В плане технического обеспечения, включая транспортные средства, все не так плохо как, например, было в начале двухтысячных годов, когда не хватало даже конвертов для отправки уведомлений о начале исполнительных действий. В целом, условия работы стали гораздо комфортнее... 

«Алиментщикам» усложняют жизнь

Одной из наиболее сложных категорий исполнений всегда считалось взыскание алиментов. Начальник отдела аналитики и статистики рассказала о том, что на контроле исполнителей 1-го отдела Малиновской исполнительной службы Одессы находится некий гражданин, который не платит алименты своим четверым детям с 2006 года. Задолженность на сегодняшний день составляет около 800 тысяч гривен. Для того, чтобы с него не могли взыскать ни одной копейки, мужчина ухитрился все свое имущество переписать на других людей и даже выписался из квартиры, в которой проживает уже много лет. Для того, чтобы привлечь должника к уголовной ответственности, которая предусмотрена Уголовным кодексом Украины, взыскательница должна подать в районный отдел полиции соответствующее заявление. Однако женщина отказывается обращаться туда с таким заявлением. 

 6 тысяч злостных неплательщиков алиментов сегодня проживают в Одесской области. Среди них не только мужчины. Есть и женщины, которые бросают своих детей. Конечно, жизненные ситуации бывают разными, но в большинстве случаев – это те, так называемые отцы (а иногда и матери), у которых нет ни чувства ответственности, ни совести. Большинство из них совершенно не волнует судьба даже их родных детей. В Подольском районе Одесской области была привлечена к уголовной ответственности 30-летняя местная жительница, которая оставила трех малолетних ребят на содержание бабушки. По решению суда она была обязана выплачивать алименты, но длительное время уклонялась от уплаты. В результате в отношении неё было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 164, и суд приговорил ее к лишению свободы сроком на один год.

С момента развала Черноморского морского пароходства и превращения большинства моряков в так называемых «подфлажников», эта категория, так называемых алиментщиков, в довольно значительной своей части стала «проблемной».

– Дело в том, что у нас нет источника, который бы информировал о реальной зарплате моряка, – прокомментировала Оксана Смачинская. – Попытки обратиться в так называемые крюинги, с целью выяснить размер зарплаты должника, ни разу не увенчался успехом. Нам отвечали, что такой информацией не располагают, так как являются лишь посредниками между моряками и работодателями – гражданами других государств. 

Поэтому большинство моряков платят алименты исходя из средней заработной платы по региону. Наиболее настойчивые женщины иногда обращаются в суд с заявлением, в котором просят взыскать алименты не в процентном соотношении, а в фиксированной сумме, исходя из высокого уровня материального положения ответчика. 

 В своей профессиональной практике исполнители сталкиваются с самыми различными ситуациями. Непростым исполнением, особенно с психологической точки зрения, считается и категория дел, когда суд обязывает женщину предоставить отцу возможность общения со своими малолетними детьми, а пяти – шестилетний ребенок, наученный матерью, заявляет пришедшему на свидание с ним отцу: «Я не хочу тебя видеть»…

 В марте этого года законодатели ужесточили ответственность за уклонение от уплаты алиментов. Злостным уклонением признается задолженность в течение 6 месяцев. Теперь исполнитель имеет право вынести постановления и отправить их в соответствующие ведомства, где обязаны временно ограничить должника в праве управлять транспортными средствами, выезжать за границу, использовать оружие и заниматься охотой. Кроме того, автомобиль, принадлежащий должнику, может быть изъят для погашения долга.

Как и раньше госисполнителям приходится выходить по адресам, где проживают должники, не реагирующие на письменные уведомления. Но есть и новшества, которые облегчают работу. Упрощена система ответов на запросы по недвижимому имуществу. У исполнителей есть доступ через интернет в налоговую базу, в базу пенсионного фонда, где можно увидеть, какое недвижимое имущество числится за должником, имеет ли он какие-то доходы, получает ли пенсию. Все это ускоряет процесс выяснения его материального положения, а значит и возможность исполнения решения в целом. 

 Суд да дело – исполнительное…

 Итак, исполнительное производство – это заключительная стадия судебного процесса, перед получением результата, за который противоборствующие стороны «сражались» в суде месяцы, а то и годы. После чего победитель должен отправиться к государственному исполнителю в приемные часы, отстоять длинную очередь для пятиминутного общения с ним. Часто – безрезультатного.

 Если судить по отзывам одесситов, которым приходится обращаться к государственным исполнителям – изменений в лучшую сторону за последнее время они не заметили. Опять-таки, одним из наиболее часто встречающихся нареканий в адрес службы, как и раньше, является волокита. 

 Однако, как было уже сказано, то огромное количество различных исполнительных производств (несколько сотен одновременно), которое находится и распределяется на каждого исполнителя, быстро и качественно исполнить – нереально. В таких условиях, вероятно, и появляется так называемая коррупционная составляющая, когда для того, чтобы исполнитель начал заниматься именно вашим, а не каким-то другим исполнительным документом, его надо как-то стимулировать… 

 Частники в дефиците

 На сегодняшний день в Одесской области работают всего 7 частных исполнителей (около 120 по всей Украине). Понятно, что такое незначительное число «альтернативщиков» не может существенно влиять на количество исполненных решений, хотя какую-то часть работы они на себя все-таки берут. 

 Часть экспертов убеждены, что частные исполнители никак не повлияют на улучшение показателей по исполнению судебных решений. Не исчезнет и коррупционная составляющая с их появлением. Огромное количество решений так и останется неисполненным, так как частные исполнители будут браться в основном за перспективные, с их точки зрения, дела, например, банковские, остальными же будут, как и раньше, заниматься их коллеги из государственной службы. Собственно говоря, так и происходит.

 Что касается контроля. Он осуществляется Министерством юстиции, и в своей работе частные исполнители обязаны действовать в тех же законодательных рамках, что и госисполнители.

Кто виноват и что делать?

Когда у человека на руках решение суда, и он не может добиться его исполнения – это ситуация, компрометирующая всю судебную систему, так как превращает ее в бесполезный процесс. Качество работы исполнителей, их отношение к гражданам, которые приходят к ним на прием, часто оставляет желать лучшего. Опытные юристы не хотят идти в госисполнители по многим причинам, включая конфликтность этой работы, личную незащищенность и низкую оплату труда. Молодые, постоянно меняющиеся кадры не обладают ни профессионализмом, ни выносливостью, которые так необходимы исполнителям. 

 Недавно я спросила у своей знакомой, о которой шла речь в начале публикации, если бы у нее тогда был выбор – идти к частному или государственному исполнителю, к кому бы она обратилась?

 «Я привыкла считать, что суд – это одна из ветвей государственной власти, а значит его решения – это решения государства. Так почему ж их должен исполнять частник? Может, лучше увеличить количество государственных исполнителей, тем самым уменьшив объем работы каждому и установив достойную зарплату? Или государственные чиновники задались целью все-таки ликвидировать государственную исполнительную службу, чтобы вовсе не тратиться на ее содержание? Тогда, следуя этой логике, надо ликвидировать государственную судебную систему, заменив ее частными судьями? Но так ведь можно дойти до абсурда»… 

Факт в тему. В феврале этого года вступил в силу закон № 7277. Он предусматривает применение к злостным должникам таких мер, как ограничение в праве выезжать за пределы Украины и управлять транспортными средствами. Их могут также привлекать к выполнению различных общественно полезных работ, оплата которых пойдет в счет погашения долга по алиментам.

Цифра в тему: 11 должников-алиментщиков уже убирают улицы Одесщины.

Фото из сети интернет

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті