Жгут деньги – буднично и привычно

Возвращаясь  поздно ночью из  Камышовки, где праздновали День  села, я стал невольным очевидцем того, как вдоль трассы поля на многие километры были  покрыты огнем. Под покровом ночи буднично жгли стерню.

Да, это уже стало  печальной традицией, что с  окончанием уборки урожая  многие сельхозпроизводители решают проблему утилизации стерни и пожнивных остатков, попросту сжигая их. Но о том, что сжигание стерни  приносит огромный вред, уже давно никому не стоит доказывать. Это  даже не теорема, а аксиома. Последующее уменьшение урожая -  это только один из жирных   негативных «бонусов», не говоря уже о том, что сжигание стерни приводит к загрязнению окружающей среды и наносит непоправимый вред здоровью людей. Каждая 1000 гектаров сожженной стерни выделяет в атмосферу 500 килограммов окислов азота, 370 килограммов углеводородов, 3 тонны золы, 20 тонн углекислого и угарного газов. Вместе с растительными остатками огнем уничтожаются и целые биоценозы, теряется почвенный гумус. Его потеря в верхнем слое почвы при сжигании пожнивных остатков составляет 1,3 тонны. О том, что недопустимо так варварски расправляться с землей, не раз говорилось и на сессиях областного совета, и на совещаниях у губернатора. Но бездушное отношение к земле по-прежнему берет верх. 

Но сейчас удивило даже не это. С резким подорожанием газа и угля все чаще стали говорить об альтернативных источниках энергии. В мае на отчетной встрече с избирателями коснулся этой темы и народный депутат Украины Александр Урбанский. Тогда парламентарий акцентировал внимание, что в Измаильском районе прямо под ногами есть топливо. Это камыш, солома, шелуха от подсолнечника.  Более того, в селе Каменка уже открыто производство топливных брикетов. Цена брикета намного ниже, чем угля. Потому что их производство не такое затратное, как добыча угля или транспортировка газа.

Под топливные брикеты не нужно переоборудовать котлы. Ведь если у кого-то дома стоит котел, и он может работать на дровах и угле, то подойдут и топливные брикеты. Настоящая палочка-выручалочка в современных условиях: 1,5 тонны  топливных брикетов приравниваются к тонне угля. И это с учетом того, что тонна топливных брикетов стоит порядка 3 тысяч гривен. То есть энергетического эффекта, равного тонне угля, можно добиться всего за 4, 5 тысячи гривен.

И вот теперь о том, что именно больше всего удивило. Данное предприятие еще перед началом сельскохозяйственного сезона заявило, что готово работать по давальческой схеме. Например, у пенсионера или у другого жителя Измаильского района  есть пай. И когда после уборки урожая остается  солома, то ее в ни коем случае не следовало  сжигать, так как  предприниматели готовы были  ее принять и после обработки выдать оплату топливными брикетами.  Таким образом,  удалось бы значительно сэкономить средства на отопление. Кроме того,  по предварительным подсчетам, потребность одного только Измаильского района в топливных брикетах составляет порядка  5 тысяч тонн в год! А ведь есть еще соседние районы. Но, увы. 

 В ночь, когда я возвращался из Камышовки, видел, что жгли вовсе не стерню. Это чья-то бесхозяйственная рука подожгла деньги. Много денег. И почему-то совершенно не заметили этого правоохранительные органы. Хотя подобное деяние классифицируется как противоправное, в частности, экологическим законодательством. Не заметили люди, которых эта земля кормит. Потом пусть не удивляются, если, обидевшись на такое к себе отноешие, земля не захочет  давать хорошие урожаи…

Выпуск: 
Автор: 

Схожі статті