Одесские вузы уходят в контракт

МІЗКИ НА ЕКСПОРТ

Об окончательных результатах вступительной кампании этого года говорить пока рано, тем не менее, председатель совета ректоров вузов Одесского региона, ректор Одесского государственного экологического университета, доктор физико-математических наук, профессор Сергей СТЕПАНЕНКО с грустью отмечает: сохраняется тенденция последних нескольких лет - по сравнению с прошлым годом, объем госзаказа в вузах региона вновь сократился на 10%. 

Эта цифра, на первый взгляд, не вызывает особого беспокойства. Но в контексте «потери веса» одесского вузовского региона, не тревожить она не может: в 2016 году во все наши вузы было зачислено 6,7% студентов от общей численности поступивших в Украине на бюджетную форму обучения, в 2019 – всего 4,5%. За четыре года потери составили треть удельного веса вузовского региона. Одесских студентов, по сути, загоняют на контракт. А те, у кого денег нет, попросту лишаются возможности получить диплом в избранной сфере деятельности. К таким результатам привела простая политика Минобразования и науки: бюджетные места идут за лучшими абитуриентами. А лучшие по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО) абитуриенты, традиционно, находятся на западе Украины и в Киеве. И если они хотят учиться в Киеве или Львове, то, значит, наибольшее количество мест по госзаказу получат вузы именно этих городов. Ни о каком системном подходе или учете интересов регионов, имеющих свои приоритетные направления развития, речь, увы, не идет. 

В качестве некоторой компенсации за стремление студентов учиться в региональных вузах были введены коэффициенты, повышающие количество мест по госзаказу в областях. Для небольшой Ровенской области, например, его повысили с 1,02 до 1,04.  Это позволило министру образования и науки Лилии Гриневич отрапортовать, что объем госзаказа в Ровенской области увеличился почти на 20%. А для Одесской области коэффициент установлен на уровне 1,02. Почему именно такой, сказать сложно. Вся эта арифметика выглядит достаточно искусственной и тенденциозной, призванной добавить бюджетные места одним регионам и явно обделить другие. 

Чудеса на ВНО

До сих пор не озвучены причины явного превосходства результатов ВНО выпускников школ одних регионов Украины над их сверстниками из других. 

В СМИ уже не раз  говорилось о том, что примерно 10-15% тех, кто проходит ВНО, не справляются с заданиями по украинскому языку. Тем самым лишая себя шансов на поступление в вуз. В Министерстве образования и науки никак на эту ситуацию не реагируют, хотя имеет место явное нарушение прав детей в сфере получения ими образования по языковому признаку. 

Специалисты ищут причины того, почему максимальные 200 баллов на ВНО стабильно получает очень много ребят из западных областей. В Волынской области, например, из расчета на 10 тысяч абитуриентов 200-бальников больше 13, в Тернопольской и Черниговской – больше 10, во Львовской – больше 16, а в Одесской – меньше 5. Все рекорды при этом бьет Киев – там показатель 200-бальников равен 21 на 10 тысяч абитуриентов. 

На протяжении 5 лет совет ректоров вузов Одесского региона ставит перед Минобразования и науки, перед Академией педагогических наук вопросы об алгоритмах распределения мест в высших учебных заведениях, учитывая интересы и перспективы развития регионов. Но ответа до сих пор нет. 

К сожалению, рынок образовательных услуг в Украине построен не на реальной конкуренции направлений подготовки и научных школ, а на стереотипах или моде на определенные специальности, которую создают СМИ, социальные сети, популярные у молодежи люди. 

Сегодня в нашей стране прослеживается четкая тенденция приоритетности гуманитарных профессий. В то же время в мире постоянно появляются новые технологии, материалы, разрабатываются лекарственные средства широкого спектра действия и сложнейшее диагностическое и лечебное оборудование, а поэтому на первый план выходят технари. 

Отдавая сферу образования на откуп исключительно гуманитариям, Украина рискует еще больше увеличить техническое и технологическое отставание от передовых стран. 

Впрочем, здесь у нас далеко не все еще потеряно. Весьма устойчивой цитаделью остается у нас подготовка морских специалистов. Одесский национальный морской университет (бывший Одесский институт инженеров морского флота) в будущем году отметит свое 90-летие. Он создавался как уникальная кузница кадров для портов и других береговых предприятий морского транспорта. И, судя по тому, что в последние годы количество первокурсников, которые обучаются и за счет государственного бюджета и на контрактной основе устойчиво растет, Одесский «Водный» до сих пор остается вполне конкурентоспособным и интересным для выпускников школ. 

Проректор ОНМУ по учебно-организационной работе, доктор технических наук, профессор Анатолий Шахов считает, что главным позитивным моментом вступительных кампаний последних лет является постоянство условий приема, которые практически не меняются с 2015 года. Бесспорную поддержку техническим университетам оказывает разработанная Министерством образования и науки система поддержки определенных специальностей, хотя формирование списка этих специальностей зачастую вызывает вопросы и недоумение.

Из-под ведомственного крыла

В основе системы высшего образования в нашей стране в течение десятилетий лежал отраслевой принцип, при котором учебные заведения финансировались и, следовательно, управлялись различными министерствами и ведомствами. Именно оттуда распределялись количество, уровень квалификации и специальности студентов для подведомственных вузов. Так, морской университет принимал в год 600 студентов и обучал  их по шести специальностям. 

После перехода большинства вузов под юрисдикцию Министерства образования и науки, внедрения принципа автономности, перед университетом встал вопрос выживания. Он постоянно усложняется тем, что морская отрасль в последние десятилетия переживает далеко не лучшие времена. Многие «классические» специальности ОНМУ, к сожалению, не пользуются сегодня популярностью среди абитуриентов. 

Университет в своей деятельности постоянно учитывает мировые тенденции развития рынка образования, которые заключаются в универсализации подготовки специалистов. Этому способствует и норма закона «О высшем образовании», позволяющая бакалаврам поступать в магистратуру даже по непрофильной специальности при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Сегодня ОНМУ готовит специалистов по двум десяткам различных специальностей, каждый год студентами морского университета становится более полутора тысяч юношей и девушек.

ОНМУ предложил подготовку практических психологов для работы на морском транспорте, магистров морского права, специалистов в области морского туризма. За три года с момента лицензирования одной из самых востребованных специальностей стала английская филология (технический перевод). 

С успехом в университете осуществляется подготовка офицеров плавсостава всех специальностей (судоводителей, судомехаников, электромехаников).   

Появление новых направлений подготовки позволяет вузу сохранить и все свои классические специальности, ни одна из них не закрыта, несмотря на очевидные сложности с набором. Если по стране количество студентов, отказавшихся от рекомендаций на бюджетные места, составляет 13%, в ОНМУ по некоторым специальностям этот показатель даже выше. Вместо обучения на бюджете по специальностям гидротехническое строительство или кораблестроение ребята выбирают учебу по контракту на юриста, экономиста, филолога. Основная причина – проблемы с последующим трудоустройством. С ней сталкивается большинство выпускников-инженеров.

С каждым годом увеличивается число иностранных студентов, которые выбирают ОНМУ для получения образования. Сейчас на первый курс поступает до 100 иностранных граждан и еще 50 – 60 человек становятся слушателями подготовительных курсов.

Кстати, проректор вуза профессор Анатолий Шахов не видит ничего плохого в миграции наиболее сильных абитуриентов в вузы других регионов:

- Я не согласен, что вузы Киева, Львова или Харькова имеют предпочтение при распределении бюджетных мест. Ведь бюджетные места получают не вузы, а хорошо подготовленные абитуриенты. И если эти дети в качестве первого приоритета выбирают не родной, а столичный вуз, то это повод нам (работникам одесских вузов) задуматься и что-то изменить в своей работе. По моему мнению, недопустимо развивать регион за счет принудительного оставления на учебу тех, кто хотел бы учиться в вузах других городов. Если родители абитуриентов и они сами считают, что в вузах Киева, Львова, Харькова получат более качественное образование, то их мнение и право на выбор надо уважать. 

Однако ректор Одесского государственного экологического университета профессор Сергей СТЕПАНЕНКО отмечает, что такой отток студентов из региона может иметь далеко идущие последствия: 

- Нельзя забывать, что высшее образование – это один из важных градообразующих элементов в любом городе любой страны мира.  Свертывание научных школ неминуемо снижает шансы на развитие самого важного современного капитала – человеческого, а также инвестиционную привлекательность региона. 

Кроме того, вследствие такой рыночной политики Министерства образования и науки Украины (как заявила министр на последнем брифинге, вузы, если хотят выжить, должны предлагать абитуриентам «цікаві пропозиції») происходит размывание критериев профессиональной подготовки. 

Педагогический университет имени Ушинского открыл медицинское направление обучения. Вузы юридического профиля тоже открывают медицинские направления. Политехнический университет готовит журналистов, социологов и психологов. Психологию и английскую филологию открыл и Морской университет. В этих условиях абитуриенты будут выбирать для получения профессии далеко не всегда те вузы, где профессорско-преподавательский состав сильнее и требования выше, а как раз наоборот – скорее, пойдут туда, где диплом получить легче. Это приведет к снижению общего уровня подготовки наших специалистов. 

Куда текут мозги?

За рубежом подход к получению гражданами образования гораздо серьезнее. Не случайно в ряде стран расширяют возможности получения высшего образования бесплатно. А наши соседи – Польша, Чехия, Словакия, Румыния, откуда произошел существенный отток квалифицированных специалистов в другие страны Евросоюза, делают все возможное, чтобы компенсировать эти потери за счет привлечения украинских студентов. Им создают максимально комфортные условия для обучения с последующим  трудоустройством. В 2008 году образование в Европе получали 8 тысяч граждан Украины, в 2013 – 29 тысяч, в 2015-2016 годах этот показатель превысил 70 тысяч, а сейчас превышает 100 тысяч человек. 

Достойных ответов на такую утечку мозгов в Украине нет (проведенные опросы свидетельствуют, что 80-90% тех, кто обучается за рубежом, в Украину возвращаться не собираются). Мы позволяем забирать самый ценный человеческий капитал. Получается, что его сохранение не входит сегодня в сферу государственных интересов. Министр образования и науки предлагает вузам формировать «интересные предложения для студентов», но государство при этом остается в стороне. Его больше интересуют результаты ВНО, чем перспективы подготовки кадров, способных осуществить инновационное перевооружение отечественной экономики и достойно представлять свою страну в самых престижных международных научно-исследовательских проектах. 

Предложения, которые остались неуслышанными

Профильный комитет Верховной Рады дважды в 2018 году рассматривал сложившееся положение дел и давал свои рекомендации Министерству образования и науки Украины. Однако, руководством к действию они так и не стали. 

Прежде всего, речь шла о необходимости разработки Стратегии развития высшего образования в Украине на период до 2025 года. Потому что государством так до сих пор и не определены основные векторы развития сферы, от которой напрямую зависят повышение экономического потенциала страны, ее безопасность, конкурентоспособность, качество жизни людей. 

Не определены приоритеты подготовки кадров по регионам с гарантированным уровнем государственного заказа по конкретным специальностям и объемами финансирования наиболее значимых и авторитетных научных школ. 

Еще в марте 2018 года на заседании комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования было отмечено: «Внедрение широкого конкурса с правом выбора абитуриентом вуза для поступления привело к значительным диспропорциям в региональном распределении мест государственного заказа». 

Как вариант смягчения ситуации совет ректоров вузов Одесского региона предложил создать образовательные округа, в рамках которых было бы легче формировать госзаказ, опираясь на потребности конкретных областей. 

Было предложено создать 5 образовательных округов: южный (Кировоградская, Одес­ская, Николаевская, Херсонская, Запорожская области), восточный (Харьковская, Донецкая и Луганская области), центральный (Хмельницкая, Винницкая, Черкасская, Полтавская и Днепро­петровская области), северный (Ровенская, Житомирская области, город Киев, Киевская, Черниговская и Сумская области), западный (Львовская, Волынская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Черновицкая, Тернопольская области). Казалось бы, разумная и толковая инициатива, позволяющая выстраивать образовательные перспективы по пяти направлениям. Но Минобразования и науки это предложение проигнорировало. 

Если ничего не изменится, через несколько лет регион перестанет получать бюджетные места не только по инженерным специальностям, но и по специальностям, необходимым в аграрной сфере, в пищевой и перерабатывающей, нефтехимической отраслях промышленности. Окажутся закрытыми многие кафедры, а вузы - на грани уничтожения. Поэтому свое веское слово должны сказать депутаты всех уровней –  Одесского городского и областного советов, представители региона в Верховной Раде. Пришло время объединять усилия, чтобы сохранить уникальный научный потенциал и традиции одесских вузов.

На снимке: Сергей Степаненко

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті