«Защита» по черному

В нашей нелегкой действительности возникают иногда и поводы для радости, – во всяком случае, так может показаться на первый взгляд. Имею в виду появление защитника наших с вами прав в лице Всеукраинской общественной организации «Национальный комитет по борьбе с коррупцией», которую возглавляет Вадим Черный. Он же – глава политической партии «Народна партія Нова Україна», глава Всеукраинского профсоюза юристов, главный редактор всеукраинской газеты «За Нову Україну», главный редактор бюллетеня «Книга загроз національної безпеки України».

В состав возглавляемого им комитета входят 12575 действующих работников правоохранительных органов, прокуратуры, суда, органов государственной власти и местного самоуправления. В то же время, комитет открыт для всех граждан Украины, намеренных добиваться защиты своих прав. Для этого им надо заполнить заявление установленного образца и защищать их ринутся, как можно надеяться, все 12 тысяч тех самых “действующих работников”. Не правда ли, с появлением таких защитников жить будет если не веселее, то легче. Но при ближайшем рассмотрении получается, что, как говорится, избави нас Бог, от таких друзей, а от врагов мы и сами избавимся.

Проиллюстрируем этот вывод на примере защиты комитетом Вадима Черного прав пайщиков потребительской кооперации, ограбленных, по его убеждению, ее руководством. Для них, кстати, существует персональный образец заявления о вступлении в Комитет с впечатанным текстом. И получается, что даже если у одного, двух, трех… отдельно взятых пайщиков своя история, все они “жодного разу не отримали повідомлення про час і місце проведення зборів споживчого товариства, а також їм жодного разу не повідомляли про вибір уповноважених осіб у спілці, або її керівництва, тому вони жодного разу не брали участі у вирішенні майнових питань” и так далее. Завершается заявление просьбой к Вадиму Черному обратиться в правоохранительные органы с целью привлечения виновных к криминальной ответственности, а также пайщики, как члены комитета, доверяют ему представлять их интересы в органах государственной власти, правоохранительных и судебных органах.

Главной же целью кампании по защите прав исключенных пайщиков потребкооперации является возврат каждому из них “своей части имущества всей организации, которая, по самым скромным подсчетам, оценивается в сумму около 20 тысяч гривень”. Цитата взята из статьи “Як отримати близько 20 000 гривень. На таку суму може розраховувати кожен четвертий українець” (“За Нову Україну”. №7, липень 2007). Чуть ниже это звучит уже несколько иначе: “Майно Укоопспілки має бути оцінено як цілісний майновий комплекс та розподілено між всіма без виключення пайовиками”. То есть, если мы правильно поняли, Укоопсоюз после такого разделения должен прекратить свое существование. У любого читателя вышеупомянутой газеты, который не в курсе дела, может возникнуть впечатление, что уничтожение потребкооперации – благо для ее бывших и нынешних членов, а заодно и для тех граждан Украины, которые, в той или иной степени, пользуются ее услугами. Чтобы прояснить ситуацию, в Киеве была проведена пресс-конференция, в которой приняли участие исполняющий обязанности председателя правления Укоопсоюза Владимир Павлович Левицкий, начальник управления бухгалтерского учета, отчета и корпоративных прав Андрей Михайлович Волошин и другие.

Вкратце рассказав об истории потребкооперации Украины, которая в прошлом году отметила свое 140-летие, Владимир Павлович Левицкий охарактеризовал ее сегодняшнее состояние и перспективы:

– На каждом этапе развития потребкооперация выполняла свою задачу. Как и в первых уставах, так и в нынешнем, записана ее основная цель – удовлетворение экономических, социальных и других потребностей пайщиков. После распада Советского Союза все катаклизмы, обрушившиеся на народное хозяйство, не миновали и потребкооперацию. Мы лишились, вследствие инфляции, оборотных средств, ощутили товарный голод, утрату рынков сбыта для производственных и заготовительных предприятий. Это были черные дни для потребкооперации. Только в 2000 году мы начали ощущать позитивные результаты нашей деятельности. Сейчас можно говорить о качественно новом периоде развития потребкооперации и дальнейшем улучшении качества обслуживания населения.

Сегодня Укоопсоюз объединяет 787 тысяч пайщиков. К услугам населения – почти 15 тысяч магазинов, 5 тысяч предприятий ресторанного хозяйства, 6 тысяч объектов по оказанию бытовых услуг. Заготовкой сельхозпродукции и сырья занимается более 2,5 тысячи заготпунктов, в системе насчитывается почти 800 предприятий по производству хлеба, хлебобулочных, колбасных, кондитерских, макаронных изделий и других товаров. Годовой оборот от реализации товаров, работ и услуг составляет почти 4,5 миллиарда гривень. Успешно работают коммерческий банк, страховая компания, сеть лечебно-оздоровительных учреждений и гостиничного хозяйства. Средние и высшие учебные заведения готовят специалистов для кооперативных организаций и других секторов народного хозяйства.

Мы активно работаем над сохранением жизнеспособных сфер производства, расширением рыночной деятельности и повышением конкурентоспособности наших предприятий. В каждом регионе разрабатываются комплексные программы реконструкции, технического переоснащения и использования современных технологий на предприятиях кооперативной промышленности. Идет не распродажа, а плановая модернизация кооперативного хозяйства. Все предприятия, которые нам не нужны, закрываются, перепрофилируются или продаются, а вырученные средства идут на развитие современной материально-технической базы. За три года на модернизацию и техническую реконструкцию предприятий направлено около 400 миллионов гривень. Кооперативные организации обеспечивают работой около 90 тысяч человек. За последние 5 лет среднемесячная зарплата возросла почти в 4 раза. Конечно, она не такая высокая, как нам хотелось бы, но происходит постоянное ее увеличение и задолженности по зарплате нет. В виде материальной помощи, льгот и компенсаций работникам системы выплачено более 10 миллионов гривень.

Потребкооперация – социально ориентированная система. Мы работаем в селах, удаленных от райцентра, малонаселенных, куда, кроме нас, никто не идет, – ни государство, ни частные структуры. Эту пресс-конференцию мы созвали для того, чтобы вы поняли, что такое потребкооперация. Мы не говорим, что у нас нет недостатков, – мы говорим, что у нас есть проблемы, но есть и желание работать лучше, и мы будем работать лучше.

Комментируя один из основных “пунктов обвинения” Вадима Черного – уменьшение количества пайщиков с 12 миллионов 305 тысяч в 1991 году до 500 тысяч, Андрей Михайлович Волошин сказал:

– В соответствии с уставом, члены кооперативных организаций имели льготы – первоочередное право приобретения дефицитных товаров. Именно это часто было привлекательным мотивом для членства граждан в потребкооперации. Исчезновение дефицита товаров привело к массовому выходу из кооперативных обществ на всем постсоветском пространстве. В 2003 году в Украине сделаны первые шаги по восстановлению фундаментального принципа кооперации – речь идет о статье 24 Закона Украины “О потребительской кооперации”. Государство установило норму – кооперативы имеют право реализовывать товары и оказывать услуги по ценам и тарифам, которые устанавливаются на договорных условиях отдельно для членов кооператива и для других категорий потребителей. Это большой шаг вперед по возрождению фундаментальной идеи кооперации. В Украине все субъекты хозяйствования, кроме потребкооперации, имеют целью получение максимальной прибыли. Кооперация создана не для получения максимальной прибыли, а для улучшения социального и экономического положения членов потребобществ. Это будет возможно только при условии выполнения требований упоминавшейся статьи 24. Механизм реализации этой нормы закона в ноябре будет внесен на рассмотрение высшего органа управления потребкооперацией Украины – совета Укоопсоюза. И хочется верить, что в ближайшее время члены потребобществ будут приобретать товары в кооперативных магазинах по цене себестоимости.

Что же касается печально знаменитых 20 тысяч, то иначе как мифической, эту цифру не назовешь, а ориентация пайщиков на получение этих денег – циничная авантюра. В соответствии со статьей 9 Закона Украины “О потребительской кооперации”, каждый член потребобщества имеет свою часть в его имуществе, которая определяется размерами обязательного паевого и других взносов, а также начисленных на них дивидендов. Таким образом, покидающий ряды потребобщества пайщик, получит свою часть в соответствующем размере (по данным на 31 декабря 2006 года, средняя величина паевых взносов на одного пайщика составляет 133 гривни 43 копейки).

Итак, что же представляет собой на самом деле защита комитетом Вадима Черного прав пайщиков потребкооперации? Не есть ли это, под видом борьбы с коррупцией, попытка рейдерства всеукраинского масштаба вкупе с предвыборной агитацией за себя, любимых? Ведь не стоит забывать о партийной ипостаси Вадима Черного. Кстати, в том же номере газеты “За Нову Україну” опубликована политическая программа “Народної партії Нова Україна”. И пункт 6 ее гласит следующее: “Усіх голів споживчих товариств, районних спілок, обласних спілок та Центральної спілки споживчих товариств України (Укоопспілки), які допустили факти знищення списків пайовиків, – засудити до 15 років позбавлення волі без права на амністію”. Не правда ли, лихо партия берет на себя функции правоохранительных органов? Но избиратели разберутся с 6-м и другими пунктами этой программы. А вот как разобраться с Национальным комитетом, который в своей деятельности руководствуется нарушениями законов и законодательных актов Украины?

Выпуск: 

Схожі статті