Непокоренная одесса

День 5 августа 1941 года официально стал днем начала героической обороны Одессы, вошедшей в историю Великой Отечественной одной из самых ярких и славных страниц.

Враг развернул наступление на город-порт, обладая 6-кратным преимуществом по численности войск, 5-кратным превосходством в артиллерии и авиации. Начав массированное наступление, враг сосредоточил под Одессой 100 танков и более 100 самолетов. Уже 9 августа румынский диктатор И. Антонеску хвастливо назначил срок победного парада – 23 августа на Соборной площади города, но жестоко просчитался.

Тогда в едином патриотическом порыве на защиту Одессы встали грудью воины Приморской армии, командовать которой был назначен генерал-лейтенант Г.П. Софронов, имевшей в своем составе 25-ю Чапаевскую, 95-ю Молдавскую стрелковую дивизии, 2-ю кавалерийскую дивизию и 421-ю стрелковую дивизию, бойцами которой стали одесситы-ополченцы. А также 69-й истребительный авиаполк, 15-ю бригаду ПВО и моряков-черноморцев 1-го и 2-го полков морской пехоты, сформированных из личного состава Одесской ВМБ. Активно в течение всего периода обороны нанося сокрушительные удары противнику, сражались боевые корабли эскадры ЧФ.

13 августа врагу ценой больших потерь удалось прорвать оборону на правом фланге и выйти к черноморскому побережью в районе села Аджиаска (восточнее Тилигульского лимана). В результате этого Одесса оказалась окруженной с суши, а Приморская армия – отрезанной от основных сил Южного фронта.

Враг предпринял попытку прорваться к Одессе. Но, увы! В это время сокрушительный огневой удар из орудий главного калибра нанесли боевые корабли эскадры ЧФ, подошедшие по приказу контр-адмирала Г.В. Жукова к восточному побережью: крейсеры «Красный Кавказ», «Коминтерн», эсминцы «Дзержинский», «Фрунзе», «Шаумян», канлодка «Красный Аджаристан», поддержанные огнем крупнокалиберных орудий мощной 412-й береговой батареи. Психическая атака отборных фашистских частей выдохлась. Вскоре, по данным нашей разведки, стало известно, что остатки разгромленной 72-й дивизии были отведены в глубокий тыл, и она больше в боях под Одессой не участвовала.

Первый боевой успех привел командование Приморской армии к необходимости реорганизовать систему управления войсками. Поэтому, с целью повышения эффективности и оперативности боевых действий, было принято решение весь фронт обороны разделить на отдельные сектора: Восточный, Западный и Южный, с использованием естественных преград, имеющихся на местности лиманов. Каждому из указанных секторов была предоставлена оперативная самостоятельность.

19 августа директивой Ставки был создан Одесский оборонительный район (ООР). В его состав включились все силы Приморской армии, Одесская ВМБ с приданными боевыми кораблями. Единым органом командования на учрежденном Одесском фронте стал Военный Совет ООР.

Командующим ООР был назначен контр-адмирал Г.В. Жуков, начальником штаба – генерал-майор Г.Д. Шишенин. Командующий Приморской армией Г.П. Софронов стал заместителем Жукова по сухопутной обороне, его начальником штаба – полковник Н.И. Крылов. Командиром Одесской ВМБ и заместителем Жукова по обороне с моря стал контр-адмирал И.Д. Кулишов, а его начальником штаба – капитан 3 ранга К.И. Деревянко. Членами Военного Совета ООР были бригадные комиссары – И.И. Азаров и А.Г. Колыбанов.

Впервые после трудного начала ВОВ на сравнительно небольшом по протяженности, но весьма ответственном Одесском фронте, командованием ООР были продемонстрированы тактическое и стратегическое мастерство и превосходство боевых действий, подтвердивших на деле суворовский наказ: «Побеждать не числом, а умением!», «Обороняться, наступая!»

После проведения реорганизации управления войсками ООР Одесса стала поистине неприступной крепостью. Как это удавалось славным защитникам Одессы?!

Прежде всего, благодаря непрерывной доставке в осажденный город пополнений в личном составе, а также вооружения, боеприпасов и различного военного снаряжения. Особая заслуга в этом командующего ЧФ вице-адмирала Ф.С. Октябрьского и его начальника штаба контр-адмирала И.Д. Елисеева и, конечно же, экипажей боевых кораблей эскадры ЧФ и их отважных командиров.

Ставка ВГК, понимая значимость обороны Одессы, делала все возможное в то неимоверно трудное для СССР время, чтобы защитники родного города могли успешно сражаться с многочисленным врагом. Для этого требовалось организовать на Черноморском театре военных действий своеобразный военно-транспортный конвейер, безопасность работы которого должны были обеспечить моряки ЧФ. Они сразу же гарантийно заявили об этом. Творцами такого необыкновенного конвейера стали руководители Черноморского морского пароходства (ЧМП): его начальник Г.А. Мезенцев, начальник Одесского порта П.М. Макаренко, капитан порта В.И. Коваль и все входившие в состав ЧМП транспортные суда с их мужественными капитанами и самоотверженными экипажами.

1 сентября командующий румынскими войсками И. Антонеску на станции Выгода провел совещание с командным составом 4-й румынской армии и в категоричной форме потребовал любой ценой взять Одессу 3 сентября. В этот же день вражеские войска начали массированное наступление по всему фронту. Однако им не удалось преодолеть упорное сопротивление наших войск 4 сентября, и очередной план взятия Одессы снова с позором провалился.

13 сентября Антонеску развернул наступление 4 румынских дивизий и 5 фашистских пехотных батальонов на позиции Южного сектора. Но все их массированные атаки были отбиты. А поле боя буквально было усеяно сотнями вражеских трупов. Получив подкрепление из Фокшанского укрепрайона, Антонеску пытался штурмовать наши позиции также в Западном и Восточном секторах. Положение стало предельно напряженным. Поэтому Военный Совет ООР в ночь на 14 сентября отправил телеграмму в Ставку ВГК, в которой доложил об угрожающей обстановке на Одесском фронте. Уже 15 сентября поступил ответ Ставки ВГК: «Продержитесь 6-7 дней, в течение которых получите помощь авиацией и ударными частями. И. Сталин». Но помощь была оказана раньше – 17-18 сентября.

Получив мощную поддержку, командование ООР, по согласованию с Военным Советом ЧФ, приняло решение: для коренного улучшения фронтовой обстановки незамедлительно провести комбинированную наступательную операцию с высадкой морского десанта в глубоком тылу врага.

В полночь на 22 сентября к району Григорьевки подошел отряд боевых кораблей под командованием капитана 1 ранга С.Г. Горшкова: крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым» и дивизион эскадренных миноносцев. После артподготовки по береговой полосе и вглубь был высажен полк морской пехоты. Морской десант буквально огорошил вражеские подразделения, охранявшие береговую полосу, которые под ударом десантников в панике отступили, а десантники устремились к Одессе. Одновременно ВВС ЧФ выбросил десант парашютистов для диверсионных ударов по врагу. На рассвете 22 сентября штурмовики и пикирующие бомбардировщики ВВС ЧФ нанесли удары по резервам врага в районах Свердлово и Кубанки.

Стремительно продвигаясь вдоль побережья, десантники захватили крупнокалиберную батарею, обстреливавшую подходные фарватеры и порт. Наступившие навстречу десанту 421-я и 157-я дивизии разгромили штурмовавшие Восточный сектор 13-ю и 15-ю дивизии врага. В результате таких стремительных действий враг был отброшен на 10 км от Одесского залива, открыв круглосуточно дорогу жизни в Одессу для транспортных судов ЧМП.

Гитлер внимательно следил за ходом обороны Одессы и осознал, что пока ЧФ помогает ООР, Антонеску Одессу не возьмет. Поэтому после захвата Киева он развернул наступление специально подготовленной армии под командованием преуспевавшего тогда Э. Манштейна на Крым. К концу сентября Манштейну удалось прорвать наши позиции на Перекопе и выйти к Турецкому валу. Возникла угроза Главной базе ЧФ – Севастополю.

Ставка ВГК развернула Крымский фронт, а 30 сентября приняла секретную директиву Военным Советам ЧФ и ООР, которую подписали Верховный Главнокомандующий И. Сталин и начальник Генерального штаба маршал Д. Шапошников. Директивой предписывалось в кратчайшие сроки передислоцировать все войска ООР на Крымский фронт, обеспечив необходимые меры для полного сохранения их боеспособности, а также эвакуировать в Крым оборудование основных одесских предприятий и высококвалифицированных рабочих.

Так наступил заключительный этап победоносной обороны. Фашистское командование даже мысли не допускало, что защитники Одессы приступили к эвакуации и готовят передислокацию своих войск.

На рассвете 15 октября в Одессу прибыла большая группа военных транспортов и боевых кораблей ЧФ для осуществления передислокации. Штаб ООР и Г.В. Жуков перешли на борт крейсера «Червона Україна». К 23 часам все части боевых дивизий ООР, совершив трудный переход, начали прибывать в порт.

После полной загрузки транспортные суда под конвоем боевых кораблей отправлялись в путь. К 3 часам посадка главных сил войск ООР была завершена. Однако командные пункты армейского и морского командования были свернуты лишь тогда, когда начальник порта П.М. Макаренко доложил: «Порт чист под иголочку!»

В 5 час. 30 мин. в море вышел крейсер «Червона Україна», на борту которого находились члены Военных Советов ООР, Приморской армии, прибывший арьергард и бойцы частей прикрытия.

Так успешно завершилась славная оборона Одессы – боевая операция по передислокации 35-тысячного контингента всех родов войск ООР, полностью сохранивших боеспособность, все военное имущество и снаряжение и не оставивших ни одного раненого.

Эта невероятная по всем канонам военного времени боевая операция не была разгадана фашистским командованием. По своей выдающейся стратегической сущности и блистательному тактическому мастерству она стала непревзойденной за весь период Второй мировой войны: дерзкая по замыслу, грандиозная по масштабам, молниеносная по осуществлению. Таким был итог 73-дневной действительно героической и победоносной эпопеи, беспримерной по самоотверженности, мужеству и отваге всех ее участников и их славного командующего – контр-адмирала Г.В. Жукова, поставившего действительно первую жирную точку на хвастливо объявленном Гитлером блицкриге.

В честь особых заслуг моряков боевых кораблей эскадры ЧФ, сражавшихся за Одессу в грозный период героической обороны, на Аллее Славы воздвигнут величественный монумент «Неизвестному матросу», единственный в мире.

Предлагаю мэру Одессы Э.И. Гурвицу учредить в честь этого знаменательного события памятную медаль.

Выпуск: 

Схожі статті