Май. Время Проводов, поминовения родных и близких нам людей. Мы скорбим о них, молясь об их упокоении, поминая добрым, тихим словом, цветами украшая их могилки.
Почтили память дорогой для нас души и мы. Помолчали, предаваясь раздумьям и воспоминаниям. Ее, Антонину Васильевну Северину, хорошо помнят ветераны районных газет и полиграфисты Сараты и Ананьева, среди которых она трудилась долгие годы. Последние два десятка лет, работая в системе «Укрпочты», много сил, души и времени отдавала делу распространения печати.
В ней, казалось, все было прекрасно: лицо, душа, одежда, мысли. Но судьба подвергла женщину тяжелым испытаниям. Первая любовь, неразделенная и попранная. Потеря детей, одна за другой... Взамен Бог даровал ей фанатическую преданность работе – хотя и это благо, как ни странно, не осталось безнаказанным. Было время, что требовалось жить по пресловутым правилам: инициатива наказуема; работа любит дураков; лишь бы день до вечера; авось да небось...
Честное и ревностное отношение к порученному делу не вписывалось в эти правила игры, а в результате – серьезные проблемы со здоровьем, приведшие, в конце концов, к летальному исходу. Удивительно, но факт: в последний путь проводить ее пришли и недоброжелатели – со слезами и букетами цветов...
Это лишь одна история, одна судьба. А сколько их? Великое множество, и о каждой – мысль одна: как много нашего ушло с тобой; как много твоего осталось с нами... Так думалось нам в грустные дни Проводов.
Согласись, читатель: что-то общее объединяет нас, пришедших посетить место вечного упокоения. Может, осознание того, что все мы изначально – родня на этом белом свете. Или, может, память о вечных, мудрых христианских истинах, которыми мы, грешные, иногда пренебрегаем. Или раскаяние: ведь, к огромному сожалению, ценить мы чаще всего начинаем то, что – увы! – уже потеряли.
Так почему же, почему лишь потеряв, мы ценим? Что нам мешает дать ближнему при жизни больше доброты, тепла, заботы? Ведь поется в песне: «Как продлить быстротечную жизнь? Только любя, только любя...».
Однако – что поделать: былое уже осталось в прошлом. Его нельзя ни оживить, ни исправить. Думать надо все-таки о настоящем – с благодарностью о тех уроках жизни, которые оставили для нас ушедшие.
…Героиня наша умела ценить дружбу и беречь друзей. Готова была с полуслова принять и разделить чужую боль. Она умела довольствоваться малым, привыкла больше отдавать, чем брать и быть в долгу.
Иногда мы поражаемся выносливости женщин. А ведь это и о ней, о нашей Тоне. После тяжких жизненных ударов ее сердце оставалось незлобивым, а душа – на редкость щедрой. Вряд ли кто-то вспомнит, что на зло она отвечала тем же. Вообще считала, что лучше все-таки принять обиду, чем нанести ее.
Согласитесь, это труд души. Не каждому под силу он. Однако же и этот труд при всех резервах человеческого духа имеет свою красную черту.
У Алексея Маркова есть такие строки:
Жаль, что вы не видели,
Как ее обидели...
А теперь непрошено
На могилу брошено
Столько роз и лилий!
Сколько слез пролили!..
Почему ж немыслимо
Дать цветы при жизни нам?
Часть из этих лилий
Мы б еще пожили...
Трудно что-то к этому добавить. Никто не знает завтрашнего дня. Надо дорожить сегодняшним. Беречь себя и своих близких. Пока мы живы.


























