Зачем облегчать лёгость

Что такое морское многоборье? С чем его, как говорится, едят? Или с чем его сегодня, увы, не едят? Смутное представление об этом гармоничном прикладном виде спорта имеют не только молодые физкультурники, но и молодые моряки. Для большинства из них лёгость, или бросательный конец, – всего лишь судовой инвентарь, применяемый при швартовке или буксировке, а вовсе не спортивный снаряд.   

В полузабытое морское многоборье, командный вид спорта, входили следующие виды: упражнения с двухпудовыми гирями, кросс 1 км, эстафетное плавание, гребля на шестивесельных ялах, метание лёгости, волейбол и перетягивание каната. Это по полной программе, которую со временем стали урезать и упрощать. Гиря, к примеру, стала легче на 8 кг. Метание выброски (лёгости) упростили до нелепости: выбрасывают всю, не оставляя ходового конца в руке. Не всегда есть и коридоры на точность метания. Объяснения таким уступкам ищите сами… У автора вывод самый пессимистический: флотские парни в массе своей стали слабее. На корме судна чаще увидишь мангал, чем спортивный инвентарь. 

Сказалось и отсутствие не любимых в прежние времена помполитов (первых помощников капитана по политической части). Ненавистные «помпы» плюс боязнь потерять визу – все это помогало поддерживать дисциплину и трезвость на флоте. Из рейса приходили, как правило, посвежевшими, а уже на берегу «отрывались»… Но речь не об этом. В обязанности помполитов, кроме стукачества и поддержания порядка, входили такие позитивные, нужные моменты, как физкультурно-массовая работа, проведение соревнований в рейсе на борту судна. Соревновались моряки и на стоянках с экипажами других судов или командами портовиков. По линии Министерства морского и речного флота (да-да, было такое министерство!) Центральный совет ДСО «Водник» проводил всесоюзные спартакиады плавсостава с участием двух десятков пароходств. Мало того, проходили международные соревнования по морскому многоборью – спартакиады придунайских стран. 

Чемпионом именно таких соревнований в метании лёгости неоднократно становился шкипер Советского Дунайского пароходства Борис Григорьев. В целом же наша команда была безу­словным лидером, а зачастую и принимающей стороной. Вглядываюсь в старые фото. А давайте-ка поставим под сомнение известное изречение «О вкусах не спорят»! Кто выглядит гармоничней, от кого веет истинным здоровьем, расслабленной тигриной грацией и силой – от «качков», нарастивших большие объемы мышц за счет спецпитания и занятий в фитнес-зале, или от многоборца, всегда дружившего с природой? Добавим к этой дружбе занятие основополагающими, базовыми, классическими видами спорта: гимнастикой, плаванием, легкой атлетикой. А в основе нашего питания были простые натуральные продукты. Вот и секрет спортивного долголетия. 

И старое фото наш герой вручил автору на берегу Дуная, что глубоко символично: мы не меняем своих привычек и образа жизни. Так что, молодежь, примите информацию к размышлению. Выберите любой снимок боди-билдера в интернете и сравните с многоборцами 70-х. Уверен, что последние выглядят лучше, эстетичнее, динамичнее. 

На снимке: Валерий Кичук, мастер спорта СССР по морскому многоборью, капитан-механик портофлота

Фото из архива автора 

Выпуск: 

Схожі статті