Мировой банк рекомендует

Мы уже знакомили наших читателей с проблемами в организации работы трамваев, троллейбусов и маршруток в Одессе. Уже давно было ясно, что без проведения комплексного исследования улучшить положение дел тут не удастся. На сессии Одесского горсовета приняли решение о привлечении к работе в этом направлении иностранных специалистов. Экспертная группа Мирового банка изучала ситуацию в общественном транспорте города Одессы начиная с 2016 года. Недавно были обнародованы рекомендации, о которых стоит поговорить подробнее.

Главные приоритеты

Эксперты Мирового банка обозначили главный резерв совершенствования и модернизации всей системы общественного транспорта в Одессе. Ее основой предлагают сделать скоростной трамвай по проекту «Север-Юг». В качестве дальнейшего развития этого проекта предстоит организовать дополнительные маршруты по этой линии с поселка Котовского в Аркадию, на Фонтан и на Черемушки по существующим веткам. Также предлагается построить новую линию трамвая длиной 5,5 км по улице Семена Палия (Днепропетровской дороге) на поселке Котовского.

В качестве механизма обновления подвижного состава одесского трамвая в краткосрочной перспективе Мировой банк предлагает начать с «переоборудования» 206 старых трамваев «Татра», потратив на каждый по 30 тысяч долларов. Об этом уже шел разговор во время визита в Одессу делегации министерства промышленности и торговли Чехии, которое очень заинтересовано в реализации столь перспективного начинания, открывающего дорогу для модернизации чешских трамваев не только в нашем городе, но и в других городах Украины. 

Строительство новых линий троллейбуса эксперты Мирового банка не считают перспективным. Однако, они рекомендуют полностью заменить на новые машины 128 имеющихся троллейбусов с высоким уровнем пола. Это обойдется в 19,2 миллиона долларов. Также они предстоит закупить 7 новых троллейбусов, что обойдется еще в 1 миллион долларов. Таким образом, после такого обновления, с учетом закупленных с 2016 года 57 новых машин, троллейбусный парк планируют нарастить до 192 троллейбусов (сейчас – около 100 технически пригодных).

Что касается маршруток, то городским властям рекомендуют сократить число частных перевозчиков до трех наиболее крупных. Частным перевозчикам предлагают поставить жесткое условие по улучшению качества перевозок в виде постепенной замены малых автобусов на автобусы большой вместимости. Кто не согласится на эти условия - предложат уйти с рынка. А кто останется - получит взамен долгосрочные договоры на обслуживание маршрутов, которые позволят получить средства для инвестирования в приобретение качественного подвижного состава. 

- Автобус большой вместимости украинского или белорусского производства сегодня стоит порядка 5 миллионов гривен, и эта цена будет расти, - говорит директор НПЦ «Экономинформ» Георгий Хаскин. - Чтобы хоть немного начать менять ситуацию с пассажирскими перевозками, на первом этапе надо закупить пару сотен таких автобусов. При условии, что количество трамваев и троллейбусов, выходящих на линию ежедневно, планируется увеличить с 300 до 350-400, максимальная потребность в автобусах составит примерно тысячу обычных или восемьсот автобусов большой вместимости. Как вы сами понимаете, деньги на это понадобятся не просто большие, а огромные. Чтобы перевозчики закупали новые автобусы, тарифы на проезд надо повышать в разы. На это никто не пойдет. Остаются кредиты. А они, как известно, выдаются под немалые процентные ставки. Так что с закупками автобусов большой вместимости вопрос остается открытым. 

Метаморфозы сети 

Эксперты Мирового банка насчитали в Одессе 91 маршрут трамваев, троллейбусов и автобусов. В краткосрочной перспективе их количество планируется уменьшить до 73. При этом добавят пять новых маршрутов, изменят 16 и полностью ликвидируют 25 маршрутов.

В планах - создание двух новых троллейбусных маршрутов. Один из них свяжет конечную остановку на Заставе-1 через улицы Рихтера, Академика Филатова, Адмиральский проспект, Черняховского и Генуэз­скую с Аркадией. Второй пройдет от улицы Инглези по улицам Космонавтов, Академика Филатова, Рихтера, Мельницкой, Богдана Хмельницкого, Малой Арнаутской (с заездом к вокзалу) до парка Шевченко. Также предлагают создать три новых автобусных маршрута: от Ланжерона через проспект Шевченко и Фонтан в жилмассив имени Таирова, от Дачи Ковалевского до Селекционно-генетического института через улицы Академика Королева и Инглези, из центра Одессы через Молдаванку, улицу Балковскую, улицу Малиновского в жилмассив имени Таирова.

Еще шесть действующих автобусных маршрутов предлагается изменить ради улучшения транспортной сообщения внутри жилмассива имени Котовского, отвода автобусов от трассы скоростного трамвая «Север-Юг». Это маршруты №№104, 127, 111, 145, 165, 250. 

Три троллейбусных маршрута №№3,7,12 эксперты признали перегруженными. На них предлагают увеличить количество подвижного состава и, соответственно, уменьшить интервалы движения.

Те маршруты автобусов, которые признаны дублирующими электротранспорт, предлагается ликвидировать. Это маршруты №9 (дублер троллейбуса №9, фактически уже закрыт), №130 и №131 (дублируют трамвай «Север-Юг», фактически на маршрут почти не выходят), №215 и №223 (дублируют трамваи №15 и №18), №210 (дублирует троллейбус №10). Маршрут №121, дублирующий трамваи №10 и №7, предлагают изменить. Также эксперты выявили семь пар «похожих» маршрутов. В каждой «паре» предлагается ликвидировать один из маршрутов в пользу измененного другого. Так, маршрут №115 может быть «поглощен» маршрутом №198, №120 поглощен №190, №124 - 150, №137 - №175, №221 - поглощен №148, №4 - №117. Дневной пассажиропоток запланированных к ликвидации маршрутов колеблется от 2 до 5 тысяч человек. Обновленные же «объединенные» маршруты поднимут его от 7400 до 37000 человек в день.

Еще семь маршрутов, идущих на окраины города, - №105, 237, 288, 7, 162, 155, 112 эксперты Мирового банка предлагают вообще закрыть. Таким образом, некоторые районы Одессы, вроде поселка Большевик или улицы Агрономической, могут остаться вообще без общественного транспорта.

После такой реорганизации КП «Одесгорэлектротранс» предлагают взять на себя обслуживание самых напряженных автобусных маршрутов в городе - №185, 190, 148, 232А, 175,198, 214. При условии использования на них только автобусов большой вместимости длиной 12 метров, для этого потребуется не менее 223 автобусов. Таким образом, учитывая парк электротранспорта и данные семь автобусных маршрутов, КП «Одесгорэлектротранс» в перспективе должно стать самым крупным пассажирским перевозчиком в Одессе.

Цена вопроса

Предложенная Мировым банком реформа транспорта Одессы оценивается примерно в 625 миллионов долларов, не считая расходов частных перевозчиков. То есть, речь идет о почти двух годовых бюджетах Одессы. В нынешних непростых экономических условиях реализация подобных планов представляется весьма сомнительной. Хотя и ЕБРР, и Европейский инвестиционный банк готовы дать кредиты, при этом надо точно рассчитывать, как и в течение какого времени город эти кредиты вынужден будет отдавать. 

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті