Особым детям нужен особый подход

В Одессе, на улице Мечникова, 2 скоро откроется инклюзивно-ресурсный центр (ИРЦ) для оказания помощи семьям, в которых растут дети с особыми педагогическими потребностями. О том, как будет работать это коммунальное учреждение, наша беседа с его директором Викторией ПАСТЕРНАЧЕНКО. 

Досье «ОВ»

Виктория Пастерначенко  известна одесситам как член команды волонтеров, которые помогают раненым бойцам АТО и больным детям. Она стала победителем конкурса на должность директора городского инклюзивно-ресурсного центра. До этого работала исполняющей обязанности  директора. 

В 2011 году участвовала в конкурсе «Мадам Одесса» и получила два титула - «Мадам Смак» и «Мадам Сладкий каприз». Мама двух взрослых сыновей. 

– Многие оказываются совершенно неготовыми к тому, что у них появляется особый малыш, – говорит Виктория Викторовна. – Долго не хотят замечать, что обычные методы общения и воспитания не подходят. Мы будем проводить комплексную оценку ребенка перед тем, как его отдадут в детский сад, он пойдет в школу или ПТУ. Я не случайно подчеркиваю три возрастные категории, так как по закону мы вправе принимать детей в возрасте от 2 до 18 лет. Комплексная оценка, диагностика, в случае необходимости – коррекция должны помочь родителям правильно определиться с детским садом – обычным или специализированным, школой – обычной, специализированной, или мы порекомендуем выбрать для ребенка систему индивидуального обучения. 

Кроме того,  мы имеем право контролировать, выполняются ли наши рекомендации в детском саду и школе. То есть, ребенок и в дальнейшем останется под нашим наблюдением. 

Собираемся создать клуб для родителей, чтобы они на курсах сопровождения могли научиться правильно воспитывать своего особого малыша, а также территорию активного отдыха для родителей. 

В штате центра два психолога, два реабилитолога – учителя ЛФК, логопед, дефектолог. Если понадобится помощь других специалистов, мы имеем право найти их и пригласить для проведения консультации. Интересы ребенка могут представлять не только родители, но и педагоги, если ребенок находится в доме ребенка или интернате, опекуны, если мы говорим о детях, оставшихся без родительской опеки. 

Предложение о сотрудничестве поступило от областного центра психологического здоровья. У них уже работает  программа раннего вмешательства. Ее основной смысл заключается в том, что как можно раньше надо оценить уровень развития ребенка. Разработаны интересные анкеты. Ответить на содержащиеся в них вопросы можно в роддоме, женской консультации, поликлинике. Это помогает заметить какие-то особенности в поведении ребенка, которые нуждаются в более пристальном внимании. 

Программа раннего вмешательства ориентирована на детишек в возрасте от нуля до трех лет. Это тот период, когда начать что-либо корректировать легче всего. 

– Детям с какими особыми педагогическими потребностями будут помогать в вашем центре?

– С синдромом Дауна, аутистам, детям с задержкой психического развития, ДЦП, различными нарушениями опорно-двигательной системы, речи, слуха, гиперактивным, с дефицитом внимания. Детям, которые болезненно реагируют на конфликты в семье или развод родителей. Детям переселенцев и АТОшников. 

– Я слышала, что в центре даже школа правильного питания появится…

– Для особых детей правильное питание чрезвычайно важно. В ряде исследований доказано, что продукты питания способны уменьшить спастику мышц, снизить гиперактивность ребенка. Ни один инклюзивно-ресурсный центр в Украине такой школы не имеет. Мы будем первыми. 

Школу возглавит Татьяна Макарова. У нее самой дети с целиакией. Татьяна создала отдельные курсы  для родителей и детей. ОНАПТ приглашала ее вести семинар для студентов, но Татьяна выбрала работу у нас. 

– Там – теория, у вас – практика…

– Да, она так и сказала. Сегодня уже заключен меморандум о сотрудничестве со специалистами из Израиля. В этой стране говорят не о детях с особыми педагогическими потребностями, а о семьях с особыми педагогическими потребностями. У них школы строятся с учетом индивидуальных особенностей учеников. Специалисты из Израиля будут делиться своим опытом с нашими, а наши сотрудники поедут знакомиться с достижениями Израиля. Основа их философии – сделать ребенка счастливым. 

– Все перечисленные Вами выше направления деятельности требует немалых площадей. Новый центр на Мечникова,2 будет располагать ими?

– Там два корпуса. Большинство центров в Украине находятся в приспособленных помещениях, а у нас оно будет самостоятельным. Первый корпус – это 500 квадратных метров, 2-этажное здание с лифтом и пандусами. На первом этаже разместятся комнаты для работы специалистов, сенсорная комната. Там будет работать и наш реабилитолог Светлана Трапезникова  – специалист с профильным образованием, полученным в университете в Беларуси. 

Второй корпус располагает большим залом для занятий лечебной физкультурой. Он оборудован раздевалками, душевыми. 

В нашем центре заниматься ЛФК можно будет без привязки к специалисту. Такого нет ни в одном ИРЦ страны. Обычно сенсорная комната, прием у психолога и ЛФК идут в комплексе. Мы разделим эти этапы.

– Похоже, работать вам придется и в выходные. Потому что в выходные родителям гораздо легче настроиться на общение с ребенком…

– Вполне возможно. В рабочие дни у них на это попросту не хватает времени. Да и в выходные бывает проще расслабиться, уйти из-под тяжести ощущения того, что твой ребенок болен. Родителям особых детей очень важно научиться правильному отношению к ним. Ребенок не будет счастлив, если родители не чувствуют себя счастливыми благодаря его существованию в этом мире. 

К нам придет психолог, занимающаяся проблемой социальной поддержки. Она готовит родителей к появлению на свет особых детей. Наверное, более половины успеха в вопросах социализации особых детей зависит от того, насколько готовы принять их  сами родители. Не считать индиго, сверхлюдьми, с чем приходится сталкиваться достаточно часто, а воспринимать правильно и адекватно. 

– Не секрет, что не все педагоги тоже готовы работать с особыми детьми. Поэтому, наверное, в любой класс, к любому учителю особого ребенка отдавать нельзя…

– Я благодарна директорам школ, которые создают условия для учебы особых детей. Но они же могут подсказать, кому из педагогов будет легче и интереснее работать с особыми воспитанниками. Здесь важно, чтобы учитель и учащийся понимали друг друга.

В этом плане опять-таки интересен опыт Израиля. Семьи с особыми детьми получают там бесплатные билеты в кино и театры, снимается социальная реклама, где главными героями выступают именно особые люди. Наверное, такой опыт можно перенять и Одессе. 

– Виктория Викторовна, заявления в ИРЦ подаются очень активно. Это говорит о том, что заинтересованность в его работе немалая…

– Пока достраивается центр на Мечникова, мы работаем на базе городского департамента образования и науки.  Пока принимаем заявления от родителей со всего города. В дальнейшем, в течение месяца, начнут работать районные инклюзивно-ресурсные центры. Мы будем координировать всю работу и принимать подопечных из Приморского района.  В Киевском центр откроется по адресу Люстдорфская дорога, 60, в Малиновском – на Богдана Хмельницкого, 92, в Суворовском – на Николаевской дороге, 283.

Вообще, мы планируем открытие восьми районных центров, чтобы их было по два в каждом районе. Детей с особыми потребностями много, потому пустовать эти центры не будут. 

Недавно приезжала американский нейропсихолог, специалист по поведенческой терапии. Она открыто заявила: большинство детей с диагнозом «аутизм» в Украине, таковыми не являются. Скорее, речь идет о расстройствах аутистического спектра. Их надо корректировать, а не лечить ребенка, опираясь на диагноз. Надеюсь, что этот специалист проведет свой тренинг у нас. Она – мама двух детей с аутизмом. То есть хорошо знает, о чем говорит. Я вообще предпочитаю работать с теми, кто доказал свои знания и компетенцию на практике, а не в теории. 

– Вы упомянули поведенческую терапию. Особые дети быстро прогрессируют, занимаясь арт-терапией. Она будет представлена в вашем центре?

– Я уже составляю график семинаров, чтобы наши сотрудники знакомились и осваивали самые современные методики. И в нашей стране, и за рубежом наработан интересный опыт, который надо брать на вооружение. 

Недавно в музее современного искусства показали выставку картин детей с синдромом Дауна. Если внимательно всмотреться, авторы многое проецируют в свои работы. Там много подсказок о том, что их волнует, чего им не хватает. Надо только уметь все это правильно считать и использовать с пользой для ребенка. 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті