Что год учебный нам готовит? 

Тема номера: наскільки оновилась школа?

В Украине грядет второй год школьной перестройки. «Новая украинская школа» (НУШ) - реформа, которая предусматривает создание школы, где дети будут осваивать не только знания, но и умения. Отзывы о реформе кардинально разные - от восторженных, до резко отрицательных. «Младшая дочь закончила 1-й класс по НУШ, только положительные впечатления. Из изменений: сначала пишут карандашом, после нового года переходят на ручки, домашнего задания нет, иногда учитель задавала мало и по желанию, парты обычно стояли подковой, у каждого своя одноместная парта. Часто парты сдвигали в один большой «стол» и мастерили все вместе на ватмане аппликации из бумаги, листьев, ватных дисков и т.п. Обычно такое мероприятие занимало весь учебный день, проходило раз в пару недель», - пишет на форуме одна из мам. И отмечает, что ей есть с чем сравнить – «старшая с первого класса возненавидела школу, когда по 3-4 часа каждый день с сентября сидела за домашкой. Я - аналогично. С младшей я только пару раз в конце года по 10 минут задержалась у письменного стола». Мама резюмирует, что при внешней легкости обучения «на выходе» - одно и то же: писать, читать, считать дети умеют. 

Одна из педагогов анонимно делится впечатлениями: «Я учитель. Сейчас у меня 1-й класс по НУШ. Мне не нравится ни сама программа, ни материальное обеспечение этой самой программы. Обещали очень много, а дали «на 3 копейки». НУШ подходит для тех детей, которые вообще не подготовлены. Мне самой не очень-то интересно работать теперь. Целыми днями рисунки закрашивать да на коврике прыгать. Если бы я хотела развлекать детей и только присматривать за ними, то пошла бы работать в садик». 

Как оказалось, не все школы оказались одинаково обеспечены материалами. Не все учителя готовы к переменам. Родители пишут, что, к примеру, класс конструктор лего получил, но учитель его бережно хранит в шкафу. Дети не играют. 

Моей дочери повезло. Педагог смогла использовать преимущества НУШ. Ребенок решал разнообразные задачи, пока класс строил страну Котоляндию в первой четверти - изучали буквы с кошачьими хвостиками, рисовали, считали и читали про кошачьих. Первый класс пролетел на одном дыхании. В конце года дети решали линейные уравнения и простые задачи. И я рада, что ребенок писал карандашом - она не боялась ошибиться и могла сосредоточиться на логике задачи. 

Светлана Пастухова, психолог в школе с. Великоплоское Великомихайловского района, отмечает в НУШ огромное количество разнообразных занятий, упражнений на любой темперамент. «Дети разные, в классе есть уголок тишины - отдельно стоящая парта, и там периодически хотят посидеть разные ребята, а когда им интересно - они принимают решение присоединиться к классу. Есть детки с разной степенью готовности к школе. Но даже те, кто до школы, по разным причинам, не имел возможности, ну, например, лепить, рисовать, готовить руку к письму, читать, с удовольствием и интересом учатся новому». 

НУШ учит и стимулирует любовь ребенка к учению - и, как мне кажется, это главное. 

Мода без границ

Школьную форму отменили. Президент Владимир Зеленский своим указом воплотил в жизнь мечту многих школьников и их родителей. Светлана до сих пор вспоминает, как в детстве было некомфортно в шерстяном коричневом платье, особенно когда администрация школы стала устраивать зарядки перед уроками. Раздражали манжеты и воротнички, которые надо было пришивать каждый день. А ее дочь-второклассница форму любит: голубая  юбка,  белая блуза и галстук красиво смотрятся и не стесняют движений.  Психолог Алена Тарасенко считает, что дресс-код нужен: «Ребёнок должен понимать: для школы необходима норма в одежде. Но это не должна быть одинаковая форма для всех. А рамки, в которых можно себя выразить». На площадках социальных сетей и форумах часть родителей указывает на то, что форма помогает поддерживать дисциплину в школе. Директор департамента образования и науки Одесского горсовета Елена Буйневич уверена, что дисциплинирует не одежда, а личный пример взрослых. Поэтому носить школьную форму или не носить теперь решает семья. К примеру, сама Елена для своего сына для школы купила пару костюмов и несколько сорочек. Чиновник подчеркнула, что учебное заведение может иметь эмблемы, рекомендовать цвет одежды, но принуждать носить определенную форму никто не имеет права. 

Школьная корзина

Несмотря на отмену школьной формы, сбор ребенка в школу может обойтись не в одну тысячу гривень. Форменная юбка или нет - ее приобрести надо, то же касается брюк, рубашек и пиджаков. Мама четырех детей Елена отмечает, что дешевле всего обходится школьная корзина учащихся младших классов. Здесь не надо приобретать много канцтоваров, да и портфель можно взять самый простой - от 200 до 500 грн: все равно носить придется родителям. 

В средних и старших классах стоимость портфеля начинается от 500 грн и выше. Здесь родители обращают внимание на ортопедическую спинку, баланс веса, прочность материала и вместительность. Рубашки сыну Елена нашла на распродаже по 170 грн и взяла на первое время две, чтобы докупить по мере необходимости. Брюки обошлись в 300 гривень. Кроссовки - в 350, сменная обувь - в 200. Тетрадки, ручки и прочие канцелярские принадлежности «завесили» почти тысячу грн. Спортивная форма - еще 350 грн. Таким образом, на подготовку одного мальчика к седьмому классу семья потратила почти три тысячи грн. Елена отмечает, что значительную сумму она сэкономила за счет того, что покупала вещи на школьных ярмарках и распродажах, а также в интернет-магазинах. «Иногда можно качественную модную вещь дешевле приобрести в интернет-магазине Великобритании, чем в магазинчике возле дома», - делится опытная мама.

Прививка от кори - пропуск в школу

Пока родители готовят ранцы и одежду, медики напоминают о здоровье, а точнее о средствах для его укрепления. «В условиях коллектива невакцинированных детей инфекция распространяется очень быстро. И именно поэтому каждый раз с началом учебного года количество больных инфекционными болезнями резко возрастает. В этом году мы хотим предотвратить это заранее. И для этого нам нужна помощь родителей - вакцинируйте своих детей, чтобы защитить их», - заявила бывшая и.о. министра здравоохранения Украины Уляна Супрун. Ранее Верховный суд подтвердил, что детские сады и школы имеют право не допускать невакцинированных детей в образовательные учреждения. В постановлении говорится, что государство должно обеспечить баланс между правом ребенка получить дошкольное образование и правами других детей. Когда индивидуальный интерес противопоставляется интересу общества, то преимущество - за общим благом. К слову, с начала года корь диагностирована у 751 одессита, 42,5% из них - дети. Около 90% всех заболевших не были привиты от кори. 

Медики подчеркивают, что детей, имеющих противопоказания к прививке, должен защищать коллективный иммунитет. Он формируется, когда 95-98% людей в обществе вакцинированы. В таких условиях инфекции просто негде распространяться. Директор одной из школ, напоминая о вакцинации, приговаривает: «Ребенок - ваш, а коллектив - наш. И я должен его защитить».

Справки для школы

Отныне родители имеют право держать диагнозы детей в тайне. «Медицинская карта ребенка» (форма № 026/у), которую ранее требовали учебные заведения, больше не нужна - данные о состоянии здоровья ребенка не могут быть открытыми и храниться за пределами медучреждения. Эту форму МОЗ Украины отменило в марте 2018 года. Теперь для посещения школы родители должны предоставить: 

1. Справку формы № 086-1/о. Ее ваш педиатр или семейный врач выдаст после осмотра ребенка. При необходимости может направить ребенка на вакцинацию, базовые анализы или к узким специалистам. В справке для школы врач дает заключение о состоянии здоровья ребенка (если школьник имеет какое-либо заболевание, то, по решению одного из родителей, в этой справке может быть сделана соответствующая запись), группу для занятий физической культурой; рекомендации.

2. Справка формы № 063/о - это карта профилактических прививок. 

Домашняя наука

Уже с сентября родители школьников смогут воспользоваться всеми видами индивидуальной формы обучения: домашним образованием, экстернатом или педагогическим патронажем. Соответствующий приказ МОН вступил в силу 20 августа. Экс-министр образования Лилия Гриневич объяснила, что теперь родители имеют право выбирать любой из вариантов, ориентируясь на способности своего ребенка и его потребности. Она добавила, что у родителей появляется возможность принимать участие в формировании учебного плана. 

Семьи выбирают домашнее или удаленное обучение по разным причинам: из-за проблем со здоровьем у ребенка, особенностей характера, углубленных занятий музыкой или спортом. «Честно признаюсь, переход на домашнее обучение я вынуждена рассматривать из-за проблем во взаимоотношениях ребенка с учителями и одноклассниками, а не из высоких намерений дать лучше образование, чем дают в школе. Ребенок действительно непростой, к нему нужен особый подход, который могут найти единицы», - делится одна из мам на одесском форуме. В другой семье - ребенок-спортсмен и отличник, и родители просто решили сэкономить время на посещение образовательного учреждения. «У нас был спорт, по итогу 6-го класса посещали школу на 30%. Только в мае посещение было на все 100%, пока был перерыв по тренировкам. И ей было скучно. При этом год закончила на отлично. То есть, с таким посещением было практически самостоятельное обучение, - делится еще одна мама. -  Но когда перешли на домашнее обучение, первый месяц активно помогали адаптироваться к новой системе. Далее сама, но под контролем». 

Родители детей, которые предпочли домашнюю форму обучения, советуют:

1. Не оставляйте ребенка наедине с программой. Поддерживайте и направляйте. 

2. Ведите диалог с педагогами. 

3. Контролируйте время. Постройте график обучения. Кому-то удобно заниматься по несколько часов каждый день, кто-то учится только в выходные дни, но зато до ночи. 

4. Научите ребенка самостоятельно искать дополнительную информацию -  в справочниках, на образовательных порталах, возможно, даже в ваших старых  учебниках. 

5. При необходимости нанимайте репетиторов. 

Лилия Гриневич подчеркивает, что при разных формах обучения важно контролировать успеваемость детей. «К сожалению, у нас бывает так, что родители хотят забрать детей не для создания благоприятных условий обучения, а, например, для использования детей в домашнем хозяйстве. При таких условиях обучения не происходит, и дети имеют очень мало возможностей для успешной жизни в будущем», - отметила экс-министр. В то же время добросовестным родителям, которые действительно хотят дать детям лучшее образование, школа всячески должна помогать. Родители могут рассчитывать на консультации учителей, разработку индивидуального учебного плана, учебники и методические пособия.

В две смены

Многим одесским школьникам в этом году повезло. В школу они будут ходить отдохнувшими и выспавшимися, так как тридцать одесских школ вынуждены работать в две смены. Один из персонажей знаменитого одесского писателя Макса Фрая отмечал,  что учился на «отлично» только тогда, когда ходил во вторую смену: с утра он просто не мог открыть глаза. Директор департамента образования и науки Одесского горсовета Елена  Буйневич рассказала, что работать в две смены будут школы, расположенные в густонаселенных микрорайонах, в основном на поселках Таирова и Котовского. «Только официально у нас учатся пять тысяч детей, которые зарегистрированы в области – у них нет соответствующей инфраструктуры, поэтому они идут в одесские школы. Однако эта цифра в реальности более значительная, далеко не все декларируют свою неодесскую регистрацию», - приводит данные чиновник. К этим детям, по ее словам, добавились около двух тысяч детей-переселенцев. Елена Буйневич отметила, что в Одессе необходимо построить шесть новых школ. 

К слову, каждый год количество учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских садов увеличивается более чем на пять тысяч. Так, прогнозируемое количество детей в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году - 104 тыс. В прошлом году в Одессе насчитывалось около 100 тысяч школьников. Сейчас в первые классы зачислено 11 224 детей.

Также в городе будет намного больше групп продленного дня – 271 вместо 213 в прошлом. По словам Елены Буйневич, в департамент обращаются родители, которым в школах говорят, что продленка только для льготников. «Это не так. Сейчас есть возможность открыть группы для всех, кто этого хочет, - подчеркнула она. - Если групп продленного дня в школе не хватает, то родителям стоит написать заявление на имя директора школы, посоветовала чиновник. При необходимости обращайтесь  в департамент по телефону: 725-35-93.

Помощь «особым» детям

Школьникам с особыми образовательными потребностями может быть продлена продолжительность обучения на два года. Это предусмотрено изменениями в постановление КМУ, которые внесены 21 августа 2019 года. Вопрос увеличения продолжительности обучения будет решать команда психолого-педагогического сопровождения, согласовав это с родителями.

Елена Буйневич рассказала, что в новом учебном году в школах Одессы открывают 111 инклюзивных классов. В них будут учиться 174 ребенка с особыми образовательными потребностями. Для того чтобы помочь таким школам, в них были созданы ресурсные комнаты. Это школы № 8, 12, 37, 43, 44, 46, 51, 55, 62, 71, 72, 78, 103 и «Европейский» лицей. 

Кроме того, для детей с особыми образовательными потребностями в Одессе создают восемь инклюзивных ресурсных центров - по два в каждом районе. Здесь оборудованы кабинеты логопеда, психолога, дефектолога, сурдотифлопедагога и психологической разгрузки. Функционирует зал ЛФК. Специалисты будут предоставлять весь комплекс услуг, которые необходимы особенным детям, чтобы получить образование в инклюзивном классе общеобразовательной школы, группе детского сада или специализированном учебном заведении. Семьи будут находиться под патронатом центра весь период дошкольного и школьного обучения ребенка.

К слову, подобные центры создаются не только в Одессе, но и в районных центрах. Так, на базе опорного заведения Кодымский УВК «ООШ I-III ступеней ДУЗ» будет работать инклюзивно-ресурсный центр. Проект реализуется за счет средств, выделенных из государственного, областного и районного бюджетов. 

В поисках Учителя...

Одна из главных проблем школьного образования - дефицит учителей. Одесским школам и детским садам не хватает 600 специалистов, сообщила Елена Буйневич. Чиновница отметила, что выпускники педагогического университета массово не хотят идти работать в школы из-за того, что эта профессия имеет низкий социальный статус. 

Более того, уровень образования абитуриентов педагогических вузов оставляет желать лучшего.  «Сегодня пересматривала рейтинговые списки поступающих на «учительские» специальности... ШОК!!! Однозначно нужно что-то делать с оплатой труда учителя! Ооочень низкие баллы поступающих поразили, - писала Елена Буйневич в ФБ. - Как можно сдавать документы на «Начальное образование», получив на ВНО по украинскому языку 104 балла, а по истории Украины - 112 баллов? !!!Как можно поступать на математический факультет, получив на ВНО по математике 120-130 баллов? Как? Страшно предположить, что будет через несколько лет, если ситуация не изменится... Если учитель не будет уметь решить задачу за 3-й класс (уже не говорю: объяснить ребенку!), то никакая НУШ не поможет…»

И впрямь - никакие реформы не помогут, если сильные педагоги покинут школу, а там останутся «двоечники», которые случайно пошли в профессию. Будут ли такие педагоги готовы осваивать что-то новое и любить детей? Сомневаюсь.

На снимке: ремонт инклюзивно-ресурсного центра на базе Кодымского УВК «ООШ І-ІІІ ступеней ДУЗ»

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті