Навстречу будущему

С обретением независимости наша страна взяла курс на ликвидацию домов ребенка путем развития разных форм семейного воспитания и наставничества. Кардинально меняется и отношение к особым детям. Создающиеся центры раннего вмешательства и инклюзивно-ресурсные центры помогают родителям правильно сориентироваться в ситуации, которая возникает в их семье, научиться воспринимать своего малыша не как груз или обузу, а как человека с уникальными природными особенностями. Это очень важное и значимое приобретение последних нескольких лет развития нашего государства: потому что раньше родители были обречены на самостоятельный поиск путей и методов воспитания своего особого малыша. И помочь им в этом, по сути, было некому. 

Почемучки бывают разными

Расширение представлений о детях с особыми потребностями сделало возможным их пребывание не в специализированных детских садах, как раньше, а в обычных. Там открываются соответствующие группы, и воспитатели помогают родителям развивать малыша, обучать его приемам самообслуживания (самостоятельно есть, ходить в туалет, одеваться) и навыкам общения со сверстниками. 

Одним из детских садов, где в сентябре 2018 года появилась инклюзивная группа для детей с задержкой психического развития, аутистов, стал одесский детский сад № 293 «Почемучка». Случайным выбор детского учреждения не был – оно работает на протяжении 40 лет, и особые дети, чьи родители не хотели отдавать их в специализированные детские сады, появлялись здесь и раньше. 

- Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, это гиперопека со стороны родителей, - говорит директор детского сада Людмила Коснаки. – Например, воспитатель научила ребенка самостоятельно обувать тапочки, а мама требует, чтобы это по-прежнему делала воспитатель. Не понимая, что тем самым ограничивает возможности ребенка в плане социализации и развития. Другая мама приводит ребенка в памперсе и ни при каких обстоятельствах не разрешает его снимать, мол, он и дома так ходит, ничего страшного. Есть те, кто ни на секунду не хотят отпускать малыша от себя, - он наблюдает за другими воспитанниками сада, а родители все пытаются усадить его рядышком или себе на колени. Достучаться и объяснить, что это неправильно, бывает невероятно сложно.  Наверное, в каких-то случаях родители чувствуют свою вину перед ребенком и стараются ее компенсировать своим повышенным вниманием. Им нравится говорить себе: «Мы всем пожертвовали ради ребенка», не осознавая, что эта жертва идет не во благо, а во вред. 

Задержка психического развития отлично корректируется в детском коллективе самим общением – играя с другими, ребенок, заинтересовавшись происходящим, подтягивается к ним. Но это происходит только в том случае, если малыша привели в детский сад вовремя, а не ждали, что он перерастет и все нормализуется – вдруг заговорит, начнет улыбаться, перестанет быть сосредоточенным только на самом себе. К сожалению, с попытками не замечать, игнорировать проблемы здесь сталкиваются очень часто. Родители, например, радуются тому, что молчаливый малыш играет с телефоном и не тревожатся по поводу отсутствия у него желания разговаривать. Такая ситуация повторяется все чаще. К сожалению, уходит драгоценное время, когда растущий организм лучше всего поддается коррекции. Нередки случаи, когда родители вообще не заинтересованы в развитии ребенка – по разным причинам им больше подходит его статус инвалида. Потому на повестке дня обязательно должен быть вопрос о защите прав детей от таких родителей.  

С особыми детишками в детском саду работают воспитатель и его помощник. Процесс их выбора достаточно сложен. Нельзя, чтобы воспитатель был слишком эмоциональным или слишком спокойным. Нужен внутренний баланс, который прекрасно чувствуют дети. Это обстоятельство выходит на первый план, если в одной группе находятся обычные малыши и их особенные сверстники. Да и насильно вести такую группу лучше никого не заставлять. Воспитатель должен сам определиться, сможет ли он работать в новых условиях или нет. Людмила Коснаки отмечает, что количество особых детей в последние годы резко увеличилось. Это общемировая тенденция, и Одесса, увы, не стала исключением. 

Ориентир в жизни

Институт наставничества над детьми был законодательно оформлен в Украине в 2016 году. Наставник – это человек, который хочет стать другом для ребенка из интерната, готов посвящать ему свое время, делиться знаниями, помогать и поддерживать.  Наставничество принципиально отличается от усыновления или опеки. В данном случае между наставником и подопечным не возникает семейных и имущественных правоотношений.  Многие из воспитанников домов ребенка и интернатов не могут рассчитывать на усыновление. Например, по состоянию здоровья и из-за неопределенного статуса (их родители не лишены родительских прав). Детей старше пяти лет усыновляют редко, а подростков – еще реже. Но для нормальной подготовки ко взрослой жизни, к существованию в социуме, воспитаннику интерната обязательно нужно общаться с миром, с людьми, живущими за стенами детского учреждения. Выпускники интернатов в десятки раз более склонны к алкогольной зависимости и появлению проблем с законом. Эти дети травмированы сложными жизненными обстоятельствами, а система, которая кормит и одевает, оказывается неспособной полноценно подготовить их к самостоятельной взрослой жизни.

Наставник может разорвать этот замкнутый круг. Он учит ребенка решать бытовые проблемы, помогает с профессиональной ориентацией и умением общаться в социуме. На примере собственной семьи передает жизненные ценности. Это реальный инструмент для того, чтобы общество перестало бояться сирот, а сироты перестали бояться общества.При вдумчивом и правильном подходе наставники становятся для воспитанников интернатов прекрасными проводниками во взрослую жизнь. С момента оформления института наставничества на базе центров социальных служб для детей, семьи и молодежи с кандидатами в наставники проводится консультационная и информационная работа, формируются необходимые пакеты документов, которые подтверждают их соответствие требованиям законодательства Украины  о наставничестве. Непосредственно в нашем городе обучение проводится в Одесском городском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи (ОГЦСССДМ).

Пока претендентов на новую роль не так много. Из шести кандидатов в наставники пятеро успешно прошли обучение и получили положительное заключение в Одесском областном центре социальных служб для семьи, детей и молодежи о возможности наставничества над ребенком, который проживает в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Таковы итоги начала практической реализации в Одесском регионе института наставничества над детьми, требующими особого внимания. 

- Наставничество осуществляется по трехстороннему договору,- разъясняет специалист по социальной работе отдела по вопросам предоставления социальных услуг и правового обеспечения ОГЦСССДМ Лидия Домальчук. -  Он заключается между наставником, центром социальных служб для семьи, детей и молодежи и администрацией заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, на которую возложены функции опекуна и попечителя ребенка. Для этого нужно согласие ребенка и его родителей.  

Лидия Домальчук не только курирует наставничество в ОГЦСССДМ, но и сама успешно практикует в роли наставника. 26 июля текущего года она подписала трехсторонний договор и стала наставником семилетнему Паше, который находится в Центре социально-психологической реабилитации детей Одесского городского совета. Она убеждена, что наставничество будет набирать обороты. Потому что у нас много людей, которые уже состоялись и готовы поделиться теплом, участием и жизненным опытом с теми, кто остался в одиночестве, без поддержки семьи и вынужден рассчитывать только на свои собственные силы.  Если вы хотите попробовать себя в роли наставника, обращайтесь в Одесский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по адресу: улица Ицхака Рабина, 7. Консультации можно получить у Лидии Домальчук по телефону 048- 784-92-17. Если вдуматься, новые формы работы с детьми, о которых мы рассказали, станут хорошим дополнением к практике создания детских домов семейного типа и приемных семей, чтобы помочь подрастающему поколению уверенно идти в будущее и строить свою счастливую жизнь. 

На снимке: Людмила Коснаки

Выпуск: 

Схожі статті