По ту сторону двери многократно щелкают замки.
– Привет! Михаил Константинович, ты закрываешься так, будто на зарплату работника музея можно накупить золота-брильянтов.
– У меня богатство дороже даже бриллиантов. Хочешь посмотреть?
Краевед, к которому я, как и многие жители Рени, часто обращаюсь за консультацией, распахивает большой шкаф. На полках – десятки папок и длинные ящики, а в них - аккуратно сложенные конверты.
– Это переписка с фронтовиками, которые обороняли и освобождали Придунавье, – поясняет краевед. – Вот весточки от моряков Дунайской военной флотилии, вот – 79-й Измаильский погранотряд, это – 25-я Чапаевская дивизия и 3-й отдельный гвардейский мотоциклетный полк. Было время, когда я получал в день по 5 – 7 конвертов, а в них – воспоминания. В последнее время письма от фронтовиков уже не приходят…
Михаил помолчал и заключил:
– С каждым годом эти конверты становятся все дороже и дороже. Точнее, им цены нет.
Михаил Константинович Салабаш краеведением увлекся тридцать лет назад. Он был слесарем Ренийского порта, когда прочел очерк Юрия Половинкина в районной газете. Журналист упомянул эпизод о том, как ренийская семья Свидерских прятала от оккупантов двух красноармейцев. Михаил заинтересовался: кто были эти люди, как сложилась их дальнейшая судьба? Возможно, живы? (и впоследствии один из них нашелся!).
Беседуя со старожилами, историками, изучая литературу, он с каждым днем делал для себя новые и новые открытия. Историю как предмет Михаил любил со школьных лет, но даже не подозревал, что прошлое Придунавья, его вчерашний день настолько интересны. Вскоре М.К. Салабаш понял, что краеведение – это не просто увлекательное путешествие в прошлое, это – дело его жизни.
Увы, отсутствие специального образования давало о себе знать, и тогда портовик обратился к известному ученому, преподавателю Одесского университета им. И.И. Мечникова А.Д. Бачинскому с просьбой дать рецензию на статью, которую подготовил для районной газеты. Позже, по пришествию нескольких лет, Анатолий Диомидович признался: «После таких рецензий мои студенты просто уходили из университета». А Салабаш переделывал статью семь раз! Советовался Михаил и с другими историками – О.П. Самохваловым, А.С. Москвиным, директором музея Придунавья Р.П. Шишкиной.
Когда встал вопрос об издании Книги Памяти и Книги Скорби, то в Ренийском районе эта работа была поручена М.К. Салабашу – более скрупулезного, ответственного и фанатичного краеведа было не найти. К тому же, у него уже было очень много помощников.
В ходе поисковой работы Салабаш обнаружил, что на мемориальном комплексе «Никто не забыт, ничто не забыто», что в городском парке Победы, множество ошибок, и далеко не все павшие увековечены. А как вам такая находка: через полвека после войны Михаил Константинович установил имена 31 моряка, которые погибли на Дунае в 1944-м. Двадцать лет целенаправленной поисковой работы понадобились для того, чтобы получить списки с фамилиями 1714 иностранных пленных лагеря № 38, располагавшегося в Рени после освобождения края от немецко-фашистских захватчиков. «Кому это сегодня надо?», – быть может, спросит кто-то. Спросит, потому что не видел, как плакал Феличе Тальенте, который уже в двадцать первом веке специально приехал из Италии в Рени на День Победы, чтобы побывать на том месте, где провел свои последние дни его дядя, чтобы зажечь свечу там, где покоится прах родного человека, которого унесла война. Чтобы сказать: это не должно повториться никогда.
В каждом городе, в каждом селе есть люди, которые профессионально и целенаправленно ищут вчерашний день, чтобы сделать его достоянием будущего. И значимость этой работы трудно переоценить.










