Как одесский «Дон кихот» посетил Винницу

Заметным событием Шест­надцатого международного фестиваля имени великого композитора Петра Чайковского и его друга и мецената Надежды фон Мекк стал балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» в исполнении балетной труппы Одесского национального академического театра оперы и балета (хореография Мариуса Петипа, Александра Горского и Касьяна Голейзовского). 

Не часто приезжают в этот красивый, ухоженный и спокойный город балетные спектакли, а «Дон Кихот» вообще никогда сюда не привозили! Да и Одесская опера ни разу не гастролировала в Виннице, на предыдущих фестивалях были солисты нашей филармонии, но чтобы оперный театр привез целый балет – такое происходило впервые. Так что зал Винницкого областного академического музыкально-драматического театра имени Миколы Садовского, в котором насчитывается 800 мест, был заполнен до отказа театралами, решившими воспользоваться такой счастливой возможностью.

Очень импозантное старинное здание, несколько по-купечески основательно покрытое позолотой, с просторными фойе, широкими лестницами и множеством больших зеркал в резных рамах, создает ощущение торжественности буквально с первых шагов. А вот сцена куда меньше по размеру, чем та, к которой привыкли наши артисты, всего 10 на 12 метров, да и оркестровая яма маленькая. Танцевали под фонограмму, и из зала невозможно было понять, что постановку за одну репетицию приспосабливали к новому пространству. Настолько все было эффектно и слаженно! 

Стоит напомнить, что спектакль был поставлен в сценической редакции заслуженного артиста России Юрия Васюченко в 2012 году, с декорациями заслуженного художника Украины Натальи Бевзенко-Зинкиной, и благодаря бережному прочтению балетной классики отлично вписался в праздник для ценителей классической музыки, который традиционно проходит в Виннице в мае. Фестиваль проходил под патронатом главы Винницкой облгосадминистрации Валерия Коровия, председателя областного совета Анатолия Олийныка и городского головы Сергея Моргунова. Меценатами стали благотворительный фонд Владимира Продивуса, концерн «Поділля», ювелирное предприятие «Мальва». В партнерах фестиваля оказались Генеральное Консульство Республики Польша в Виннице, креативное пространство «Артинов». Праздник музыки традиционно стартовал «Браиловскими музыкальными встречами» – вечером романса в усадьбе фон Мекков в Браилове, где открыт музей Чайковского. Затем гостей фестиваля удивляли новыми программами академический камерный оркестр «Арката», симфонический оркестр Винницкой филармонии под управлением харизматичного «танцующего» аргентинского дирижера Рамиро Ариста. Также фестиваль представлял в этом году пианиста Олега Полянского (Германия), органистку из Молдовы Анну Стрезеву, биг-бенд национального президентского оркестра, квартет гитаристов «Киев» и других исполнителей классического направления.

Надо сказать, образ Дон Кихота проходит буквально по краю сюжета этого старинного балета, отражающего всего один эпизод знаменитого романа Мигеля Сервантеса да Сааведра. Главные герои здесь – Китри и Базиль, которым помогает соединиться странствующий рыцарь. Артист, исполняющий партию Дон Кихота, даже не танцует, достаточно пантомимы. Рыцарем Печального Образа стал для фестивальной публики Вячеслав Кравченко. Дон Кихот, неуклюже управляющийся с огромным копьем, попадает в солнечную Барселону, где как раз бушует народный праздник, дамы танцуют с кавалерами, а строгий отец склоняет дочь к браку не с любимым красавцем, а с богатым дворянином. Вы же понимаете, на чьей стороне окажется романтичный пожилой рыцарь? 

Исполнители ведущих партий – заслуженная артистка Украины Елена Добрянская (Китри) и Станислав Скрынник (Базиль) продемонстрировали в па-де-де головокружительные поддержки на одной руке (хореография Горского). Очень красивые и крупные руки танцора делают эти моменты наиболее эффектными, красавица Китри взмывает ввысь, подхваченная одной ладонью! Сродни цирковому трюку, эта поддержка была дерзким новаторством в начале двадцатого века и требует отличной подготовки. Поскольку в балете также много номеров в стилистике народного испанского и цыганского танца, пуанты часто уступают место туфлям на сцене. Седовласый чудак Дон Кихот оказывается на городской площади, в таверне, где молодые моряки танцуют джигу, попадает в цыганский табор (этот вставной номер идет в хореографии Голейзовского, а партию Цыганки исполняет Татьяна Афанютина). Практичный оруженосец Дон Кихота, Санчо Панса (Иоанн-Мариан Нагорный), корыстный отец Китри Лоренцо (Богдан Чабанюк), роскошная уличная танцовщица Мерседес (Кристина Ветчинкина) и бравый тореадор Эспада (заслуженный артист Украины Сергей Доценко) – все эти персонажи выразительны не только в танце, выверены каждая улыбка, взмах веера, мимолетный жест, и это красноречивее любых реплик. В царстве дриад, куда во сне переносится Дон Кихот, кружатся прекрасные лесные нимфы, среди которых рыцарь видит свой ускользающий идеал... А в финале – свадьба Китри и Базиля, великолепные тридцать два фуэте, которые Елена Добрянская виртуозно крутит, заодно ослепляя зал сиянием огромных зеленых очей, всеобщий восторг и, конечно, овации благодарной публики.

Тепло принимавшие «Дон Ки­хота» винничане уже строят планы по приглашению одесского театра с новыми постановками. Конечно, времени у наших артистов было слишком мало, чтобы посмотреть город, но успели высоко оценить чистоту и благоустроенность, отменное состояние старинных фасадов в центре (ни одного граффити!), изящно выполненные киоски и урны, тротуары, по которым только на каблуках и ходить… На центральных улицах фонарные столбы украшены подвесными кашпо с цветущими растениями, и никому в голову не приходит покуситься на них. Стало быть, наличие или отсутствие в городе оперного театра никак не отражается на культурном уровне, умении ценить и беречь свою среду обитания. У винничан стоит этому поучиться. Ну, а что касается творческой продукции, сегодня Одесская опера смело может конкурировать с любым европейским театром и достойно радовать театралов Украины.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті