Бандитская одесса

Глава ІІI

ПОЮЩАЯ ШПИОНКА

Продолжение. Начало в номерах за 20, 27 ноября, 18 декабря, 10 января.)

Плевицкая же, поняв, что произошел провал, первым делом захватив деньги, стала искать мужа или резидентов из Москвы, однако, явки последних она не знала, потому что на связь всегда выходил сам Скоблин. Ночь Плевицкая провела у знакомых, а утром была арестована. При аресте в ее сумочке было найдено почти семь тысяч франков, 50 долларов и 50 английских фунтов – деньги тогда немалые.

Связанного генерала Миллера, «запакованного» в большой деревянный ящик, привезли во французский порт Гавр. Погрузив ценный груз – Миллера – в трюм парохода «Мария Ульянова» под видом неприкосновенной дипломатической почты, чекисты приказали капитану немедленно отчаливать в СССР и брать курс на Ленинград.

29 сентября пароход «Мария Ульянова» прибыл в порт Ленинграда, а на следующий день Миллера уже доставили в Москву, в подвалы Лубянки.

Расследование дела о похищении Миллера велось очень осторожно, чтобы не испортить отношения Франции и СССР. Один из следователей за то, что обнаружил советский след, был уволен в отставку. Франция, опасаясь немецкого нападения, стремилась, несмотря ни на что, сохранить хорошие отношения с СССР.

Следствием выдвигались сразу три версии. Первая – Миллера похитили агенты немецкого гестапо, вторая – испанского генерала Франко, третья версия – агенты НКВД.

Советская пропаганда уверяла, что это дело рук фашистов, и чекисты к похищению не причастны.

Шум вокруг похищения генерала Миллера был связан еще и с другим недавним преступлением – убийством бывшего советского агента Игнатия Рейса.

Суд над Плевицкой начался в ноябре 1938 года. На суде Плевицкая, обезумив от страха, кричала, рыдала, вымаливала пощаду… Приговор певице – 20 лет каторжных работ – был равносилен для нее, 54-летней женщины, пожизненному сроку. Кассационный суд отказал шпионке в пересмотре дела.

Скоблина чекисты тайно вывезли в Испанию, где его быстренько, как ненужного свидетеля, ликвидировали вчерашние сослуживцы.

Чекиста Петра Ковальского, завербовавшего Скоблина, расстреляли в том же 1937 году. Тогда же были расстреляны все непосредственные исполнители похищения Миллера.

Живучий старик – семидесятилетний генерал Миллер - продержался под пытками во внутренней тюрьме Главупра НКВД до мая 1939 года, когда его тайно, под чужой фамилией, расстреляли.

Дольше всех из фигурантов этого дела прожила Плевицкая. Аж два года… Она умерла в женской тюрьме в 1940 году и была похоронена в провинциальном городке Ренне. После ареста Плевицкой молва приписала ей работу не только на чекистов, но и на гестапо.

Бурцев опишет события, связанные с похищением Миллера, в книге «Большевистские гангстеры в Париже». Владимир Винниченко опишет страхи шпионского Парижа в детективном романе «Чекисты в Париже».

ГЛАВА IV

ВЕРА ХОЛОДНАЯ –ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

Одесса 1919-го – центр международного шпионажа.

В одесской газете «Вестник региона» увидела свет моя статья (написанная в соавторстве с известным одесским историком и краеведом Виктором Савченко), посвященная Вере Холодной, «Королева экрана» как «зеркало» советского шпионажа». В этой статье, опираясь на ряд интересных фактов, мы выдвинули версию о том, что известная кинодива Вера Холодная вполне могла быть советской шпионкой в оккупированной французскими интервентами Одессе. Мы высказали предположение о том, что Вера Холодная могла «общаться» с советским подпольем через своего знакомого Бориса Ржевского – Раевского, который вместе с чекистом Зиновием Дубинским были «десантированы» во «французскую» Одессу примерно в декабре 1918 года.

К разведывательной деятельности Холодную могли привлечь и два видных деятеля киностудии «Мирограф» (Одесса), с которыми она снималась: актер Петр Инсаров и режиссер Иван Кабанцев, у которых профессия артиста мирно уживалась с профессией чекиста.

Наша публикация вызвала ряд возмущенных писем и откликов одесситов. Так, краевед Зленко опубликовал гневную статью, в духе «ждановщины», клеймя хулителей памяти великой артистки, заявляя о том, что Холодная «по определению» не могла быть шпионкой. Но правда испытывается временем… В 2002 году в журнале «Родина» появилась большая публикация О. Капчинского, из которой становится ясно, что Вера Холодная в действительности была «красной разведчицей». Появление в научном обороте новых архивных материалов заставило нас вернуться к этой теме.

Еще летом 1918 года советский нарком А. Луначарский и командующий войсками Московского военного округа Н. Муралов (о непосредственном курировании Н. Мураловым военно-разведывательных планов «относительно Украины» можно прочесть в воспоминаниях В. Антонова-Овсеенко) выдали группе актеров мандат на переезд для киносъемок в Одессу. В этой группе были звезды первой величины российского кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Владимир Максимов, Витольд Полонский.

(Продолжение следует.)

Выпуск: 

Схожі статті