К началу 1990-х большинство партийных функционеров стали бизнесменами. Пример им подали комсомольцы, которым после перестройки было разрешено заниматься предпринимательством под вывеской «молодежных центров научно-технического творчества». Центры НТТМ получили немалые льготы: их не облагали налогами, на таможне их грузы шли по зеленому коридору. При каждом райкоме комсомола Одессы существовало по одному-два таких центра. Комсомольские секретари и инструкторы хватались за все, что приносило прибыль. Этот-то бизнес и подхватило партруководство. Самым прибыльным делом стал ввоз компьютеров. Офис любого кооператива без компьютера считался в те времена примером дурного тона. Чуть позже одесситы занялись импортом израильской водки «Стопка» и «Кеглевич» и даже контрабандой оружия из Приднестровья, где разгоралась война.
После 1991 года в традиционную иерархию «обкомы КПСС – райкомы КПСС – райкомы ВЛКСМ – центры молодежного творчества» включилась новая сила – бандиты, или, как их называли, «бригадные». Королем одесского уголовного мира тогда был Виктор Куливар по прозвищу Карабас. Свою криминальную карьеру он начинал с «ломки» валюты, чеков и сертификатов под «Торгсином», что на Французском бульваре. На улицах появились колоритные персонажи: парни в ярких спортивных костюмах, кроссовках и коротких кожаных куртках. Рядовые «бригадные» зарабатывали по 100-150 долларов в месяц. Это были громадные деньги: на 10 долларов можно было посидеть в ресторане с компанией.
Одесса была поделена на зоны влияния между подручными Карабаса – ОПГ Стояна, Галушко, Ангела, Топаля, Бациллы. Одним из немногих криминальных авторитетов из лихих 90-х, оставшимся в живых, был Александр Ангерт по кличке Ангел. После убийства Карабаса он превратился в самую значимую фигуру криминальной Одессы. В сферу интересов Ангела входили торговля, строительство и нефть. Именно у Ангерта начинал в 90-е годы нынешней мэр Одессы Геннадий Труханов в качестве начальника охраны. Ближайшим бизнес-партнером Ангела стал соучредитель компании «Синтез-ойл» Александр Жуков – нынешний партнер Геннадия Труханова по инвестиционной группе «РОСТ».
В 90-е с группировкой Ангела конфликтовала ОПГ Георгия Стоянова (Стоян), в которую входило до 100 человек. В борьбе за передел сфер влияния с ОПГ Ангела банда Стояна была разгромлена, а сам Стоян в 1996 году эмигрировал в США. В 2000-х он вернулся в Одессу, где оказался под следствием за драку и убийство, а в ноябре 2010 года умер в одесском СИЗО от прогрессирующего рака мозга. К началу 1992 года в Одессе бандиты рэкетировали более 90% предпринимателей. Своя крыша была даже у продавцов плакатов у вокзала и нищих.
«Законники» в бандитской войне в Одессе активного участия не принимали, но и своего не упускали, контролируя отдельные криминальные отрасли. Валерий Шеремет (Шарик) заправлял карманниками, а Антимос Кухилава (Антик) курировал наркобизнес.
Но вопреки сложившемуся мнению, Одесса никогда не была чисто «воровским» городом.
Трудоспособные одесситы в начале 90-х пробовали свои силы в бизнесе – работы не было, заводы закрывались. Легче всего заработать можно было «челноком». В Польшу ехали с хозтоварами: мясорубками, кипятильниками и зажигалками для газовых плит. В Румынию – с брезентом, игрушками и даже... противогазами. Обратно везли доллары, на которые потом арендовали лотки. За один недельный рейс челноки зарабатывали целое состояние – от 100 до 300 долларов. Челночная торговля дала старт самому крупному украинскому рынку – «7-й километр», который в начале напоминал хаотичное скопище лотков и хибарок.
В отличие от вчерашних работяг, ставших по воле случая бизнесменами, политработники и директора заводов в это время делали вполне солидные деньги. Истоки первых долларовых миллионов сегодняшней одесской элиты – в начале 1990-х годов. Все, построенное и накопленное за годы советской власти, было разграблено партийными функционерами, которые быстро нашли общий язык с бывшими уголовниками. Пример тому – богатейшее ЧМП.
Кровавая битва за нефтетерминал и порт была всего лишь одним из многочисленных скандальных эпизодов передела одесской собственности. Во второй половине 90-х годов в Одессе убивают бизнесменов, криминальных авторитетов, судей и журналистов. Гибнут такие влиятельные люди, как президент СП «Бипа-мода» Аркадий Табачник, во дворе бани расстреливают Виктора Куливара (Карабаса), убит редактор газеты «Вечерняя Одесса» Борис Деревянко.
После убийства Куливара в Одессе началась знаменитая «бандитская война» за наследство Карабаса. Взрывали и стреляли тогда ежедневно, а на Таировском кладбище появилась целая «братковская» аллея. За какие-то три года было убито около трех десятков известных в городе людей.
Частью этой войны было и противостояние мэра Эдуарда Гурвица и губернатора Руслана Боделана. В 1998 году были похищены и убиты Сергей Варламов и Игорь Свобода. Преступления связывают с бандой Василия Мариянчука, которого считают правой рукой Ангела. 23 декабря 2015 года Высшим специализированными судом Украины Мариянчук был приговорен к пожизненному заключению за ряд тяжких преступлений, совершенных в период с 1994-го по 2005 год, в частности – 28 умышленных убийств, 9 покушений на убийство и 13 разбойных нападений.
Обвал гривни в 1998-м стал кризисом для одесситов. Купить доллары в обменниках было почти невозможно. Из-за удорожания валюты торговцы повышали цены с опережением роста курса. В магазинах переоценку производили два-три раза в неделю, цены на импортные товары выросли примерно вдвое. Вслед за этим почти в два раза обвалились цены на жилье: к началу 1999-го однокомнатная квартира в Одессе стоила около 5000 долларов. Этот год стал экономическим дном для Одессы.
В начале «нулевых» город начал оправляться от связанных с кризисом потерь, начался бурный рост рынка недвижимости, активизировалось частное предпринимательство. А оставшиеся в живых бандиты 90-х превратились в респектабельных буржуа. В следующий раз мы расскажем и о них.

























