Стресс – здоровой психике помеха

10 октября отмечался Всемирный день психического здоровья. Одной из главных его задач является содействие сокращению распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Росту количества расстройств человеческой психики способствуют информационные перегрузки, свойственные современному миру, политические и экономические катаклизмы, а предвестниками заболеваний становятся стрессы.

У специалистов даже появилось определение – хрониострессы. В них пребывает подавляющее большинство наших современников. Возможности адаптации к стрессам и порог безопасного их восприятия у всех людей разные. У тех, чья психика не выдерживает, начинаются проблемы. 

В рамках реформирования медицинской службы существенные изменения претерпела психиатрическая служба. Резко сократилось количество стационарных отделений в районах области. Основной акцент сегодня делается на амбулаторной работе. Но необходимость в контактах со специалистами на местах по-прежнему остается актуальной.

– Мы организовали мобильную психиатрическую бригаду, в состав которой вошли психиатр, психотерапевт, психолог, медсестра и социальный работник, – рассказывает главный врач Одесского областного медицинского центра психического здоровья Анатолий Волощук. – Эта модель хорошо зарекомендовала себя за рубежом. Мы уже выезжали в Балтский район, работали там в течение двух недель. Затем были в Ширяевском районе. Изначально мы предполагали, что одна мобильная психиатрическая бригада сможет обслуживать пять районов области. На практике же оказалось, что оптимальное количество населения для обслуживания составляет не более 30 – 50 тысяч человек. Приезжая на место, специалисты будут разбираться, нуждается пациент в стационарном лечении или его может вести местный врач по плану, который назначит психиатр,  психотерапевт или психолог. 

Одной из чрезвычайно важных и актуальных Анатолий Волощук считает проблему создания хорошо оснащенных реабилитационных центров, где смогут восстанавливаться воины АТО и гражданское население, побывавшее в зоне военных действий.

– Во время войны в Югославии погибло порядка 11 тысяч человек, – продолжает Анатолий Волощук. – За годы, прошедшие после ее окончания, в результате суицида ушло еще 9 тысяч человек. Это говорит о том, что войны оставляют очень глубокие раны, «военный синдром» так просто не излечить. Потому к реабилитации людей, страдающих им, надо подходить профессионально, грамотно и последовательно. 

Не стоит думать, что психические расстройства свойственны только взрослым. 

Сегодня личностными проблемами, задержкой психического развития, различными степенями аутизма и умственной отсталости страдает все большее количество детей. По итогам 2014 года, в области было зарегистрировано 140 детей с аутизмом, по итогам 2015-го – уже 186. 

Как считают специалисты, причин психических расстройств у детей много: ухудшающаяся экологическая обстановка, некачественное питание, увлечение будущих мам приемом лекарственных средств, перенесенные ими заболевания с осложнениями и, конечно, постоянные стрессы. 

– Родители не всегда вовремя замечают проблемы, – считает заведующая детским отделением областного медицинского центра психического здоровья Мария Вакулович. – Приступы агрессии, заторможенность, нежелание или неспособность говорить, неумение ребенка выполнить элементарные действия – взять ложку, вытереть платком руки – они зачастую воспринимают как индивидуальные особенности, которые исправятся с возрастом. Поскольку до трех лет малыши на осмотр к детскому психиатру не попадают, может быть упущено самое важное – время для адекватной реакции на возникшие проблемы. Чтобы избежать этого, у нас появился центр раннего вмешательства. Здесь мы можем выявить особенности ребенка от момента рождения до четырех лет, объяснить родителям, в каких видах помощи он нуждается, и предоставить необходимую помощь.  

Бывает, боясь приема у психиатра, родители отводят ребенка к врачам других специальностей или экстрасенсам. Ему назначают нейролептики – серьезные препараты с немалым количеством побочных эффектов. Если лечение не дает результата, родители приходят к психиатру. Но у ребенка часто уже сформировалась резистентность к нейролептикам. И лечить его становится гораздо сложнее. 

– У нас еще не изжит страх по отношению к психиатрии, – говорит Анатолий Волощук. – Если человек пришел на прием к психиатру или психотерапевту, на него уже какое-то клеймо ложится. Хотя, если подойти с профессиональной точки зрения, примерно половина населения нуждается в помощи психотерапевта. 

Учитывая наличие страха, о котором я сказал, родителям будет спокойнее, если центр раннего вмешательства перейдет в структуру областной детской клинической больницы. Думаю, такая реорганизация была бы своевременной и правильной. 

Выпуск: 

Схожі статті