Заложники банкрота

О драматической судьбе украинского экипажа балкера «Free Neptune» (флаг Либерии, судовладелец – греческая компания «Free Bulkers S.A.») наша газета писала дваж­ды – в декабре прошлого года («Украинские «подфлажники» в беде», № 101 (4924) от 24 декабря 2016 г.) и в январе нынешнего – «Узники «Свободного Нептуна» (№ 4 от 21 января 2017 г.). 

Вкратце история выглядит так. С лета прошлого года судно находится в территориальных водах Султаната Оман: вначале в порту и на рейде столицы Маскат, затем – на рейде порта Сохар, где пребывает и поныне. Компания-оператор не сочла нужным позаботиться о моряках, оставив экипаж без пищи, воды и топлива. За весь рейс (а некоторые моряки работают здесь уже больше года) людям не заплатили ни цента. И когда к началу декабря прошлого года на судне не осталось не только пищи, но и надежды на ее доставку, экипаж объявил голодовку, о которой узнало все морское сообщество. Часть моряков в протестной акции активного участия не принимала, но пассивно поддерживала протестующих – ведь на судне продукты все равно практически отсутствовали.

Голодовка как жест отчаяния сыграла свою положительную роль. Дошло до того, что морская администрация Либерии потребовала от «Free Bulkers S.A.» прекратить издевательство, выплатить экипажу зарплату и репатриировать его в Украину. В противном случае балкер будет лишен флага Либерии. Срок этого ультиматума истекал 15 января текущего года. Но греки, похоже, нашли убедительные аргументы и «дата расплаты» сдвинулась до 1 февраля…

В январской публикации мы обещали отслеживать ситуацию, что и делаем. Увы, кардинальных изменений за это время не произошло, хотя некоторые подвижки все же имеются. Так, 23 февраля в Украину вернулись семь членов экипажа «Free Neptune». Правда не с зарплатой, а лишь со справками о задолженности по ней и с подорванным голодовками и нервотрепками здоровьем да неопределенностью в будущем…

Мы встретились с одним из репатриированных моряков – старшим помощником капитана теплохода Артуром Земцевым. Разговор вышел долгим и трудным. Бывалый моряк, рассказывая о злоключениях экипажа, говорил с горечью и недоумением: как такое может происходить с людьми в цивилизованном XXI веке?!

– За все годы, проведенные в море, лично мне с подобной бесчеловечностью судовладельца и компании-оператора по отношению к экипажу сталкиваться не приходилось, – сказал Артур Земцев. – Сложившаяся ситуация вынудила нас обратиться во все инстанции, способные помочь экипажу, что привело, в частности, к совместным действиям Либерийской морской администрации и МИДа Украины. В результате нам предложили подписать соответствующие заявления на репатриацию, которая должна производиться за счет Либерии – государства флага. При этом либерийская сторона не давала гарантий по выплате зарплаты, но обязалась в дальнейшем содействовать в решении наших финансовых претензий к нанимателю. Семь человек, в том числе и я, согласились на эти условия. Остальные пятнадцать остаются на борту, опасаясь, что покинув судно они уже не смогут заставить обанкротившуюся компанию выплатить экипажу заработанное. С другой стороны, в условиях «плавучей тюрьмы», организованной мошенниками, добиться выплаты честно заработанных денег тоже нереально. Свидетельством тому – эпопея судна в Омане. Поэтому вернувшись на родину, мы стали готовить все необходимые документы для возбуждения административного разбирательства в суде, как это предписывает закон. Технические детали согласовываем с морской администрацией Либерии и МИДом Украины.

Это касательно собственно процесса репатриации и планов вернувшихся моряков на ближайшую перспективу. Они однозначно намерены бороться за свои интересы и права до победы.

Справедливости ради стоит остановиться на таком деликатном аспекте, как взаимоотношения в экипаже. Моряки – и те, что уже вернулись, и остающиеся на борту, – считают, что прибывший на замену капитан Анатолий Исайчев прилагает немало усилий, чтобы расколоть коллектив. Так, он был против объявления голодовки. Когда же моряки его ослушались, применил к строптивым метод административного воздействия – пятерых «идейных» голодающих оштрафовал на три тысячи долларов каждого. Этого капитану показалось мало. Во время оформления бумаг на репатриацию он, ничтоже сумняшеся, просто испортил некоторым документы: под судовой печатью и капитанской подписью об отбытии члена экипажа с судна в паспортах и книжках моряков нарисовал какие-то нечитаемые каракули, вымещая свою досаду на отбывающих. Беда в том, что после капитанских «художеств» эти документы становятся недействительными и восстановить их – дело непростое. Тем временем с судна поступает информация, что капитан Исайчев по отбытии «протестантов» начал «троллить» оставшихся моряков. Зачем? Детективы на сей счет говорят: ищи тех, кому это выгодно.

В настоящий момент, как следует из задокументированных фактов, в расколе экипажа, похоже, больше всего заинтересованы греческая компания «Free Bulkers S.A.» и ее технический директор Л. Лулудис. Во всяком случае, именно об этом свидетельствуют документы, оказавшиеся в распоряжении редакции. Как уже отмечалось, активное участие в судьбе моряков «Free Neptune» приняли сотрудники МИДа и народные депутаты Украины, международные морские и дипломатические организации. Вот, в частности, что о проделанной украинскими дипломатами работе сообщает родственникам моряков начальник Управления консульского обеспечения Департамента консульской службы МИД Украины В. Кирилич в письме № 71/ВКЗ/39-500-28 от 3 февраля 2017 года: «…З 24 січня по сьогоднішній день представники компанії-оператора уникали будь-яких контактів як з Посольством України в Грецькій Республіці, так із офісом ITF в Греції. З огляду на цей факт у Посольство було направлено листи до Міністерства юстиції та Генеральної прокуратури Грецької Республіки з клопотанням про надання сприяння Посольству у справі впливу на оператора вказаного судна щодо необхідності виплати заборгованості у заробітній платі та поверненні екіпажу на Батьківщину (лист аналогічного змісту було надіслано до Представництва Ліберійського міжнародного суднового регістру у Греції).

31 січня ц.р., враховуючи уникнення компанією контакту з Посольством, консульською посадовою особою було здійснено виїзд до центрального офісу компанії (м. Афіни, вул. Єл. Венізелу, 10) з метою проведення зустрічі з керівництвом компанії.

Незважаючи на спроби перенести зустріч та небажання надати інформацію у справі, консулу вдалося провести розмову з Л. Лулудісом та отримати оновлену інформацію у справі.

Зокрема, за словами  технічного директора компанії, власником судна є юридична особа з центральним офісом у США, яка наразі відмовлялася перераховувати кошти екіпажу судна через його фактичне невикористання за призначенням. На прохання консульської посадової особи надати українській стороні контакти власника для проведення відповідної роботи Л. Лулудіс заявив, що не уповноважений надавати контакти, однак пообіцяв, що питання буде вирішено колегіально, а про рішення Посольство буде поінформоване додатково…

Наприкінці зустрічі Л. Лулудіс відкинув припущення консульської посадової особи, що, ймовірно, судно неможливо реалізувати на аукціоні або знайти для нього покупця через його технічний стан або ринкову непривабливість. За словами співрозмовника, власником визначений кінцевий строк реалізації судна – лютий ц.р. Увагу представника компанії було звернуто на його аналогічні заяви, які він робив починаючи з вересня 2016 року…».

А вот еще одна выдержка из датированного 15 февраля письма Государственного секретаря МИД Украины А. Зайца на запрос народного депутата Украины Т. Кременя: «…02.02.2017 Генеральне консульство України в Нью-Йорку звернулося листом до керівника Нью-Йоркського Центру із захисту прав моряків Д. Стівенсона з викладенням інформації щодо ситуації, в якій опинився екіпаж судна «Free Neptune», та проханням вжити можливих заходів впливу… 

…Д. Стівенсон запропонував альтернативні шляхи вирішення ситуації. Один з них – наймання адвоката з Оману для представлення інтересів членів екіпажу в суді, арешт судна, його продаж із подальшою виплатою заборгованості. Тільки після укладання відповідної угоди з адвокатом Д. Стівенсон радить екіпажу повернутися в Україну та очікувати на результати розгляду справи в суді та подальше виконання судового рішення. ГКУ в Нью-Йорку підтримує контакт з Д. Стівенсоном, який пообіцяв вжити додаткових заходів у цій справі та у разі з’ясування нових обставин інформувати установу».

Февраль давно закончился, в разгаре март, а судьба экипажа «Free Neptune» по-прежнему остается неопределенной.

– Проконсультировавшись с некоторыми нашими юридическими компаниями, – говорит старпом А. Земцев, – мы узнали, что добиться выплаты задолженности по зарплате можно несколькими путями. Первый: наши наниматели в добровольном порядке выплачивают ее  из основных фондов. Второй: задолженность погашается после продажи судна из выручки. Третий путь: арест и принудительная продажа судна на свободном аукционе морских торговых судов. Из полученной суммы выплачивается задолженность. 

Первый вариант – самый приемлемый, и в морской практике он применяется в большинстве случаев. Но поведение компании «Free Bulkers S.A.» убеждает, что разговоры о добровольной продаже – простые манипуляции, греки зачем-то просто тянут время. Честно говоря, выяснить, с какой целью задумана и кому выгодна почти годовая стоянка балкера в территориальных водах Омана, не удалось ни морякам, ни журналистам, ни чиновникам различных организаций. Но любопытный факт: технический директор компании-оператора Лулудис нашим дипломатам посетовал, дескать, судовладелец – некое «юридическое лицо с центральным офисом в США» не желает перечислять деньги экипажу, ибо судно не используется по назначению. Возникает вопрос: а разве не компания-оператор несет ответственность за то, чтобы балкер работал, то есть использовался по своему прямому назначению? В этом контексте подозрения моряков относительно махинаций оператора вполне понятны. А еще в случившемся с экипажем «Free Neptune» они усматривают попытку дискриминации украинских моряков на международном морском рынке труда. А наших здесь, по разным оценкам, работает от 150 до 300 тысяч человек! Может, кому-то в самом деле приглянулась ниша, занятая украинцами? Однозначного ответа нет. Но то, что уже сегодня наши моряки на рядовые должности остаются невостребованными, – факт.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті