Юрий Кононенко: «Автомобилистам области – ни гвоздя, ни жезла!»

Сегодня жалоб и претензий к качеству пассажирских перевозок, несмотря на обилие транспорта и маршрутов, хватает. Но, с другой стороны, правы как потребители, так и сами перевозчики, осуществляющие социально значимую миссию в условиях нестабильной экономики. В канун Дня автомобилиста и дорожника, отмечавшегося в минувшее воскресенье, «ОВ» попросили начальника управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры облгосадминистрации Юрия Кононенко ответить на ряд вопросов по наиболее значимым транспортным проблемам.

– Юрий Владимирович, редакция поздравляет вас с профессиональным праздником и желает коллективу управления всех благ и успешной работы в столь сложной, насыщенной проблемами, области, как дороги и транспортное сообщение.

– Спасибо. В этот профессиональный праздник, конечно, нельзя забывать и о наших дорожниках, которые в этом году отлично сработали, – трасса Одесса – Рени, например, за небольшим исключением, идеально достроена, много сделано также и по дороге, связывающей Спасское с Вилково. Но прежде всего, конечно, это праздник автомобилистов: водителей, профессия которых, на мой взгляд, по важности одна из первых и в то же время наиболее тяжелых. Потому что это люди, которые вопреки всем погодным катаклизмам, отсутствию дорог, а зачастую и капризам пассажиров, делают свое дело. Считаю, что ситуация на рынке пассажирских автомобильных перевозок постепенно нормализуется, хотя проблем еще немало.

Волнует нас прежде всего дефицит водительских кадров. После ввода безвизового режима со странами Евросоюза многие наши водители отправились в Польшу и другие страны на заработки. И сегодня на некоторых одесских автотранспортных предприятиях до десяти процентов машин простаивают, потому что очень сложно найти водителей. В области ситуация более оптимизирована в плане автоперевозок, чем в городе, поскольку перевозки здесь четко ориентированы на местное население.

Как обслуживать пустеющие села?

 – Как известно, в области есть населенные пункты, где отсутствует транспортное сообщение. Сколько их, как решается проблема?

– Автотранспортным сообщением у нас охвачено 90% городов и сел. Кстати, если сравнить с другими областями страны, то Одесщина еще не в самом худшем положении.

Сегодня, как известно, продолжается существенный отток жителей из сельской местности в областной центр. Села пустеют, соответственно перевозчик, так как у нас все фирмы частные, сам выбирает, где ему выгодней работать. Конечно, никто не хочет ехать по плохой дороге и везти одного-двух пассажиров за сто километ­ров. Для решения этой ситуации при проведении конкурса на перевозку пассажиров на внутри­областных маршрутах нами, наряду с рентабельным маршрутом, в объект конкурса дополнительно включается социально значимый и неприбыльный для перевозчика. Такой подход часто приносит положительный результат. 

Всего в области работают 89 перевозчиков, которые, как правило, представлены во всех районах. В том числе перевозку пассажиров осуществляют крупные одесские перевозчики: «Севертранс», «Турист», «Черноморская транспортная компания», «Автотранс-Украина», которые наряду с остальными участвуют в конкурсах на перевозку пассажиров в Одесской области. На сегодня по законодательству Украины участие в конкурсе может принять любой перевозчик независимо от его местоположения.

Тарифы: ситуация под контролем 

С июня 2015 года областные государственные администрации потеряли право регулирования тарифов на внутриобластных меж­дугородних и пригородных автобусных маршрутах общего пользования, работающих в обычном режиме движения. То есть, на сегодня перевозчики устанавливают стоимость проезда в режиме свободного ценообразования, соблюдая при этом требования утвержденной методики расчетов тарифов на перевозку пассажиров в автобусах. 

Учитывая сложившуюся ситуацию с неконтролируемым повышением цен на проезд, для ее стабилизации мы предприняли меры по заключению дополнительных соглашений к договорам с перевозчиками на перевозку пассажиров. И теперь тариф является неотъемлемой частью договора. Соответственно, если предприятие захочет поднять стоимость проезда, то оно будет вынуждено обратиться к нам для внесения соответствующих изменений в договор. Таким гуманным образом мы стараемся держать ситуацию под контролем и не создавать социального напряжения от бесконтрольного повышения тарифов. В настоящее время повышение стоимости проезда не планируется. 

Покоя нелегалам не будет

– Борьба с нелегальными перевозчиками, которая несколько лет назад набрала обороты, особенно на южных направлениях, сегодня вроде пошла на спад.

– Да, нелегалы в большей степени работали на маршрутах курортного направления и, как правило, в разгар сезона. Кстати, возникали случаи нелегальной перевозки даже на международных маршрутах. К примеру, часто встречающееся нарушение – когда автобус, следующий из Молдовы в Одессу, собирает пассажиров по дороге в Затоке, что запрещено законодательством.

В этом году мы за несколько месяцев курортного сезона провели большое количество выездных проверок. Создана рабочая группа, в которую входят сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями Национальной полиции, СБУ, Укртрансбезопасности, полиции области и нашего управления. Как правило, выявляли нелегальные перевозки в Затоке, Белгороде-Днестровском и других курортных населенных пунктах. В указанных местах было выявлено порядка 200 случаев нелегальных перевозок и составлены соответствующие акты о нарушениях. Одним из вопиющих случаев была нелегальная перевозка пассажиров автобусом, где водитель не имел даже водительских прав, подвергая жизнь своих пассажиров опасности.

Некоторые недобросовестные перевозчики, в связи с реформированием Укртрансбезопасности и наличием моратория на проверки, продолжают осуществлять незаконную перевозку пассажиров. Но уже со следующего года штатная численность сотрудников Укртрансбезопасности в Одесской области существенно возрастет, и мы сможем улучшить контроль за перевозками в области. В любом случае, так комфортно чувствовать себя, как раньше, нелегал уже не сможет.

– На многих маршрутах области работают переоборудованные «Мерседес Спринтер», но они ведь не должны допускаться к конкурсу?

– Дело в том, что существуют различные лаборатории, выдающие свидетельства о пригодности транспортных средств к перевозке пассажиров. Выдаваемые свидетельства не всегда объективны и достоверны, из-за чего у нас возникают проблемы. С одной стороны, есть закон, запрещающий допуск к перевозкам пассажиров переоборудованных автомобилей, а с другой, при предъявлении перевозчиком соответствующего документа, мы обязаны разрешить ему участвовать в конкурсе, в противном случае он имеет право подать на нас в суд. Мининфраструктуры должно обратить на это внимание и, считаю, принять окончательное решение о запрете переоборудованных машин. Так что вопрос надо решать на центральном уровне.

Дело не только в дорожной полиции…

– На дорогах немало ДТП с участием маршруток. Как с этим бороться?

– К сожалению, на дорогах Украины – и Одесской области в частности – сегодня много ДТП, в том числе со смертельным исходом. Но нельзя забывать, что еще не завершена реформа правоохранительных органов, так что тут дело не только в дорожной полиции. Она лишь одно из звеньев в цепи контроля и условий в организации дорожного движения. Необходимо еще много вкладывать в развитие дорожной инфраструктуры, работать с водителями, ужесточать контроль и наказание за нарушения ПДД.

 – Несколько лет назад при поддержке областной администрации АТП начали приобретать GPS-трекеры. Какой сейчас процент охвата трекерами?

– Небольшой. На территории области ими пользуются лишь несколько предприятий. Считаю, что отслеживание транспорта GPS-системами в большей мере необходимо в городах. На областных маршрутах система пока неактуальна. На сегодняшний день существует ряд проблем, которые требуют безотлагательного решения. С учетом этого введение отслеживания транспорта GPS-системами возможно в средне­срочной перспективе. 

 – Какие предприятия региона вы могли бы отметить?

– ЧП«Таировтранссервис», ООО «Овидиопольавтотранс», ЧП «Яна». Являясь небольшими перевозчиками, они успешно конкурируют с крупными одесскими АТП. У них должным образом осуществляется обслуживание пассажиров, на них практически нет жалоб. Несмотря на тяжелые времена, обновляется автотранспорт. А главное – это районные перевозчики, выполняющие важную социальную задачу.

В заключение желаю всем автомобилистам здоровья, успешного развития и, как говорится, ни гвоздя, ни жезла!

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті