Цена победы, или отсроченное поражение

Валентину Кирил­ловну Вовк я знаю уже много лет. Сначала она работала детским врачом в больнице, а потом, после выхода на пенсию, пыталась подрабатывать в частных структурах, но не долго. Как сама говорит, зарплату выплачивали неплохую, но вот отношение к детям, основанное больше на залечивании, нежели на лечении, ее не устраивало. 

Сегодня Валентина Ки­рил­ловна очень популярный в народе консультант. К ней идут и жители старых пятиэтажек, кто знаком с ней дольше остальных, и соседних высоток, и окрестного частного сектора. Любопытно, что с годами поток пациентов только увеличивается. Оказывается, ни самые современные технологии, ни новые лекарства не могут заменить мудрого взгляда опытного врача. У нее я и поинтересовалась, насколько распространена детская агрессия и как с ней борются родители. 

– Ой, не только распространена, а напоминает эпидемию, – ответила Валентина Кирилловна. – А чтобы не сильно заморачиваться, родители, бабушки и дедушки сами изобретают рецепты борьбы с этой агрессией. 

– И что же в их арсенале?

– Детей, которые растут в семье пьющих родителей и агрессивным поведением пытаются противостоять родительскому диктату, сильно бьют. К сожалению, окружающие ничего страшного в этом не видят. Даже, наоборот, считают, что применение силы, в конечном итоге, сломает агрессивный характер ребенка, и он станет покладистым и послушным. К сожалению, мои почти 30-летние наблюдения за происходящим свидетельствуют о другом: попытка «загасить» агрессию силой ни к чему хорошему не приводит. Подросшие дети начинают бить родителей, ненавидят их лютой ненавистью и всеми способами стараются избавиться от них. Был случай, когда сын не вызвал вовремя «Скорую» и его мать умерла от инфаркта. В другой семье сын не мешал своей жене избивать его мать. Та стала инвалидом и ее отдали в дом престарелых. Непрощенные обиды всегда напоминают о себе вдруг и самым неожиданным способом. 

Но в последнее время появилась тенденция, которая беспокоит меня еще больше. 

– О чем вы говорите?

– О лекарствах. Они у нас практически в свободном доступе. И для успокоения агрессивных детей и подростков бабушки и дедушки вовсю начали использовать имеющийся у них фармакологический потенциал. 

Например, одна бабушка любит попотчевать внука отваром валерианы, щедро добавляя его в еду. Говорит, что потом внук на какое-то время становится немного поспокойней и не трогает ее. 

Для этих же целей применяют снотворные средства. Мол, подольше поспит, поспокойней будет. Но насильственное затормаживание нервной системы имеет свою обратную сторону. Эмоции будут накапливаться, а затем обязательно выплеснутся в еще большем приступе агрессии. 

Очень популярными стали лекарственные средства, которые назначают, например, сердечникам. Это гидазепам, феназепам и другие препараты группы транквилизаторов. При их применении в высоких дозах или при повышенной индивидуальной чувствительности у отдельных людей могут отмечаться явления, характерные и для других транквилизаторов группы производных бензодиазепина, – сонливость, вялость, мышечная слабость, снижение скорости реакций. Зная это, с помощью транквилизаторов взрослые пытаются утихомирить слишком агрессивных детей и внуков. 

– Но ведь для формирующегося, молодого организма такое жесткое лекарственное вмешательство может оказаться очень опасным?

– Конечно. Детям до 18 лет прием транквилизаторов вообще противопоказан. Гидазепам, например, наиболее интенсивно воздействует на психопатологические синдромы при пограничных состояниях. К нему формируется привыкание. И как на состоянии организма ребенка скажется подобное вмешательство, сегодня не знает никто. Это такая мина замедленного действия получается, которую закладывают в организм человека. Спустя годы, она может напомнить о себе появлением суицидальных наклонностей, глубокими депрессиями, взрывом все той же агрессии по отношению к кому-то из окружающих. 

– Валентина Кирилловна, если говорить о медицинских методах противостояния агрессии, какие, на ваш взгляд, предпочтительнее?

– Если не помогает спорт как уникальный метод переключения, можно попробовать иглорефлексотерапию. Это, пожалуй, один из наиболее древних и естественных способов воздействия на биологически активные точки с целью установления баланса разных психических процессов. Но к помощи медицины, на мой взгляд, надо обращаться только тогда, когда других путей нет.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті