Дядя Володя из соседнего дома

…Он жил в соседнем доме и часто выходил посидеть на лавочке в сквере на проспекте Суворова. И знал его почти весь город: дядю Володю измаильчане старшего поколения помнят как мастера-стекольщика, работавшего на Измаильском центральном рынке резчиком стекла.

И как участника Второй мировой войны.

Вольф Меерович Нудельман, дядя Володя, герой многих публикаций, ушел на фронт добровольцем в 18 лет. Воевал в только что сформированной гвардейской мотострелковой, а впоследствии - Калинковичской, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова бригаде.

Он любил шутить – и почти не рассказывал о тяжелых ранениях, одно из которых оставило свой след на всю его долгую жизнь. Под Минском Вольф Нудельман получил тяжелое ранение, после которого в груди остался осколок снаряда.

Будучи командиром артиллерийского орудия, дядя Володя освобождал белорусский Бобруйск.

- Уцелел чудом, - вспоминал бывший солдат. - В 44-м мне было двадцать… Помню, въезжали в город, сидя на лафете вместе с рядовыми Пенашем и Борзиевым, когда вдруг снаряд попал в машину с боеприпасами. Нас отбросило взрывной волной, больше ничего не помню. Очнулся глубокой ночью и, как смог встать, сразу начал искать свой автомат: потеря оружия — расстрел! Наконец, отыскал и пошел в часть. Все ко мне бросились! Никто не думал, что я остался жив, даже успели водки выпить за упокой моей души. Я был совсем молодой, водку тогда еще не пил, поэтому мне дали полный ковш кислого компота. Губы запеклись, но я выпил до дна, так хотелось пить! А после всего ко мне подошел замполит: «Танцуй, солдат, тебе письмо от отца».

…Из того письма Вольф Меерович узнал о гибели матери и сестры в гетто под Балтой.

- Еврейское происхождение погубило… - так говорил дядя Володя о гибели родных. - Отец остался жив чудом, ему удалось выдать себя за молдаванина. Он хорошо знал молдавский и был голубоглазым блондином. Говорят, когда он вышел к своим, советские солдаты увидели не крепкого мужчину, а истощенного, седого старика…

После войны Вольф Нудельман не раз был в освобожденном Бобруйске - белорусы постоянно приглашали на празднества, где проходили встречи однополчан. Только воин с грустью отмечал, что с каждым годом их все меньше и меньше.

Его мундир пестрит медалями - «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией».

…Но в этом году в День Победы участник Второй Мировой Нудельман не придет на площадь к Вечному огню: 11 апреля Вольф Меерович умер, не дожив до 9 Мая четырех недель.

Мы будем помнить о нем – и всех, кто в далеком сорок пятом победил нацизм.

И память нашу передадим нашим детям и внукам – чтобы и они помнили Вторую мировую и людей, которые с боями и потерями прошли ее, чтобы над нами было мирное небо.

Район: 
Выпуск: 

Схожі статті