Одесскому судоремонтному заводу «Украина» – 225 лет

Одесский судоремонтный завод всегда был градообразующим предприятием. Он внёс неоценимый вклад не только в создание военного и гражданского флота, но и способствовал бурному развитию строительства, архитектуры, других отраслей промышленности, технических наук, литейного производства.

Одесский судоремонтный завод всегда был градообразующим предприятием. Он внёс неоценимый вклад не только в создание военного и гражданского флота, но и способствовал бурному развитию строительства, архитектуры, других отраслей промышленности, технических наук, литейного производства.

Особенно впечатляют изделия литейного производства, которые украшают архитектурные памятники города Одессы. Завод изготавливал каркасы арок и галерей, опоры балконов и лестниц, в том числе знаменитой Потёмкинской (тогда Бульварной). Бронзовые памятники и уличные фонари. Искусно орнаментованные массивные ворота и легкие калитки. Камины, настенные барельефы и многие другие изделия, которые украшают уникальные памятники архитектуры города Одессы и вызывают восхищение у многочисленных иностранных туристов и жителей Украины.

Следует также отметить тот факт, что Одесский судоремонтный завод «Украина» был одним из базовых предприятий Черно­морского морского пароходства, 185 годовщина со дня основания которого отмечалась в мае 2018 года.

Одесский судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины сложился в 1918 – 1928 годах из нескольких предприятий. До революции это были: судоремонтный завод РОПИТ (акционерное «Русское Общество Пароходства и Торговли»), судостроительно-судоремонтный участок завода Беллино – Фендериха, мастерские УРОП (Управление работ Одесского порта) и судостроительный завод Ревенского.

Однако, исторической датой, положившей начало строительству завода было 1 июня 1793 г., когда на современном одесском Приморском бульваре состоялась закладка главных строений Адмиралтейских мастерских, которые первоначально подчинялись военно-морскому ведомству и назывались Адмиралтейскими мастерскими Черноморского гребного флота.

На протяжении всего исторического развития завода неоднократно менялось и его название.

Так с 1920 года завод назывался – 1- й Судоремонтный завод Черноморазокруга, с декабря 1922 г. – 1- й Судоремонтный завод Госпароходства. Предприятие в то время было самостоятельной производственной единицей и работало на принципах хозрасчёта и коммерческой выгоды. Приказом ММФ СССР №351 от 8 августа 1944 г. заводу было присвоено наименование «Одесский судоремонтный и судостроительный завод имени Андре Марти», а приказом ММФ СССР №81 от 4 февраля 1953 г. завод получил название «Одесский судостроительно-судоремонтный завод Главморпрома ММФ».

Приказом ММФ СССР №233 от 16 августа 1957 г., завод был передан с непосредственной подчиненности ММФ СССР в подчинение Черноморскому государственному морскому пароходству и получил название «Одесский судоремонтный завод № 1»

В декабре 1967 г., Указом Президиума Верховного Совета УССР Одесскому судоремонтному заводу было присвоено имя 50-летия Советской Украины. После распада СССР В 1991 году, на СРЗ был проведён конкурс на лучшее название предприятия. Рассмотрев десятки вариантов, комиссия согласилась с мнением директора завода Игоря Молощицкого, который предложил наиболее интересное и ёмкое название заводу: «Одесский судоремонтный завод «Украина». 

Особо следует отметить вклад в развитие завода директора завода Игоря Молощицкого, с которым я был лично знаком с мая 1984 года, когда Игорь Дмитриевич работал главным инженером. Это был высоко-эрудированный, интеллектуальный инженер-судоремонтник, с высокими человеческими качествами, и в то же время простой в общении с подчиненными. Игорь Дмитриевич всегда поддерживал учёных, изобретателей и рационализаторов, способствовал внедрению достижений науки и техники в судоремонт.

У меня с Игорем Дмитриевичем сложились добрые человеческие отношения, и когда он был главным инженером, и директором, и когда он уже тяжело болел. Жаль, что этого человека уже нет с нами. Давно назрела необходимость увековечить имя этого неординарного человека, например, переименовав Газовый переулок, находящийся вблизи судоремонтного завода в переулок Молощицкого. Это будет дань уважения человеку, при котором «Одесский судоремонтный завод «Украина» достиг наибольшего развития.

Коллектив насчитывал около 6000 человек и работал практически в режиме замкнутого цикла, так как имел практически все производства, необходимые для его работы. В состав завода входили: основные цеха, заготовительные и вспомогательные, обслуживающие производства, доки, буксиры, причальный фронт, акватория.

Завод обладал значительным интеллектуальным потенциалом. На заводе работали полноценные технологическое и конструкторское бюро, отдел механизации и автоматизации производственных процессов (отдел новой техники), бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), общественное конструкторское бюро (ОКБ), отдел научно – технической информации. Количество изобретателей и рационализаторов доходило до 500 человек.

Системный кризис в экономике СССР, а затем и Украины прекратил рост предприятия, сказался и развал ЧМП, основного заказчика завода. Коллектив, который насчитывал более 6000 человек, уменьшился до 2000.

В настоящее время ОСП «Судоверфь «Украина» ГП «ОМТП» насчитывает всего лишь около ста сотрудников. Предприятие, успешно выполняет задания по ремонту как гражданского, так и военного флота.

Эксплуатируются два плавучих дока, грузоподъёмностью 6000 и 15000 тонн. Они выполняют доковый ремонт судов. Работают корпусный и доково-комплексный цеха, энергоучасток.

Функционируют конструкторское и технологическое бюро, центральная заводская лаборатория. Судоверфь ремонтирует сухогрузные суда, буксиры, вспомогательный флот, военные корабли.

Так, в частности, судоверфь в конце 2014 года успешно завершила ремонт флагмана ВМС Украины фрегата «Гетман Сагайдачный», а в августе 2017 года ОСП «Судоверфь «Украина» ГП «ОМТП» успешно завершила для «ДПСУ» доковый ремонт сторожевого корабля BG-63 «Павел Державин».

Судоверфь имеет всю необходимую производственную базу не только для ремонта, но и для строительства артиллерийских и ракетных катеров, десантных барж, малых подводных лодок, туристических и прогулочных катеров. Судостроение и судоремонт являются отраслями, которые создают наукоёмкую продукцию с высокой добавленной стоимостью, и их возрождение и дальнейшее развитие будут способствовать подъёму экономики и повышению обороноспособности Украины.

Леонид Передерий,

ветеран Судоре­монтного завода «Ук­ра­ина», инже­нер-­изо­бретатель, «Изо­­­бре­татель СССР», 

 начальник БРИЗ в 80-90-е годы, автор более 200 изобретений и научно-технических проектов,

лауреат конкурсов инновационных проектов за 2014 и 2018 гг.,

краевед

 

Выпуск: 

Схожі статті