В памяти моей…

Городской житель, работающий далеко от дома, имеет небольшое преимущество в наличии личного времени – это время в пути, когда можно обдумать сложные ситуации,  разрешить сомнения, выстроить планы на день. Если в это личное время не вторгнется раздражитель. К примеру,  разговорчивый сосед, непрерывно сообщающий  по мобильному подробности своего суетного бытия, или  работающее у водителя радио, навязывающее некую развлекательную игру или сомнительного качества  новости.  Но если  с болтливым соседом я деликатно попытаюсь договориться, то с плотным потоком эфирной информации как-то сложнее. Ее качество  напрягает, и как-то поневоле возвращает в тот отрезок моей биографии, который именно с радио и связан.

На Одесское областное радио я пришла  в начале 90-х годов минувшего столетия. Тогда первые   FM-радиостанции  только появлялись, но областное  радио было все еще  доминирующим, имеющим несколько надежных каналов вещания, огромную аудиторию слушателей  и немалый авторский актив, состоящий не только из журналистов, но   из специалистов высокого уровня самых разных отраслей производства, культуры, науки. Все это обеспечивало высокий уровень информационного продукта, создаваемого  здесь и сейчас, т.е. на местном материале, оперативно, качественно, актуально.  Возможно тогда, в контексте времени, жаждущего перемен, это не очень ценилось, но спустя почти три десятилетия и особенно сравнивая с тем, что сегодня  выплескивается из эфира, понимаешь ценность того продукта.

Первое, что меня покорило  на облрадио, это был язык. Вернее – то была МОВА. Грамотная, красочная,  разнообразная, с  хорошим юмором. Она звучала не только в эфире, но и всюду в редакции.  Носителями ее были мои новые коллеги, в основном филологи. По основному роду занятий – журналисты, а по личностной сути чаще всего романтики и поэты. Хотя не все они писали  стихи, но были среди них  яркие  авторы поэтических строк – Валентин Мороз, Василий Сагайдак,  Владимир Невмытый. Даже в простом рабочем общении их речь была такой,  от которой  ухо отрывать не хотелось.  Мне, воспитанной в бессарабском многоречии, поневоле хотелось отвечать  на таком же красивом языке. И хоть удавалось это не всегда, но воспринималось доброжелательно.

В своей биографии эти десять лет я оцениваю как лучшие. И не только потому, что это были годы напряженно активные и  уже достаточно зрелые: мне выпало счастье оказаться в окружении людей не просто грамотных и профессиональных, но созвучных. Все, что мы делали на радио, было одной общей песней, в которой каждый голос звучал узнаваемо. Выполняя в общем-то простую задачу  донесения  всем слоям  населения  достоверной и разнообразной  информации, мои коллеги использовали все краски  традиционных радийных жанров, наполняя их своим авторским колоритом.

Потому были узнаваемы не только голоса, но  и стили интеллигентного  Владимира Бехтера, энциклопедичного Виктора Козюры,  публицистичного Сергея Комара, обстоятельного повествователя Леонида Дениско, правдолюба Василия Борецкого, чуткого к чужим бедам  Вячеслава Кудряшова. Имена  помянутых, увы, уже вписаны в радийный мартиролог.

Слушая  радиоигры  современных вещателей, невольно вспоминаю  ответственность за произносимое в эфир, которая была свойственна  моему поколению.  Мы  работали и  в прямом эфире, и  записывали  событийные сюжеты, и приглашали собеседников в студию… Но при этом тщательно готовились к эфиру. Опасались слова случайного, неточного, неверно прозвучавшего, а уж тем более небрежного. Почтительно обращались с ударениями. В таких случаях шли с вопросами к нашему диктору-знатоку языковых тонкостей Вадиму Сочинскому. Вот кто был образцом грамотной речи!

В поисках новизны, свежих идей, интересных собеседников, иных форматов подачи, а время перемен ко всему этому располагало, мы понимали то ли осознанно, то ли подсознательно, что результат  наших поисков потребляет слушатель,  и качеством  нашего  творческого продукта мы воспитываем аудиторию.  Не знаю, думают ли об этом  выходящие в эфир сегодня? Хотя делают то же самое – воспитывают вкус аудитории. А уж какой именно вкус – дело их профессиональной совести  и  уровня личной   культуры.

Фото из личного архива автора. Снимок сделан в 1999 году в редакции Одесского областного радио

 

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті