Городской житель, работающий далеко от дома, имеет небольшое преимущество в наличии личного времени – это время в пути, когда можно обдумать сложные ситуации, разрешить сомнения, выстроить планы на день. Если в это личное время не вторгнется раздражитель. К примеру, разговорчивый сосед, непрерывно сообщающий по мобильному подробности своего суетного бытия, или работающее у водителя радио, навязывающее некую развлекательную игру или сомнительного качества новости. Но если с болтливым соседом я деликатно попытаюсь договориться, то с плотным потоком эфирной информации как-то сложнее. Ее качество напрягает, и как-то поневоле возвращает в тот отрезок моей биографии, который именно с радио и связан.
На Одесское областное радио я пришла в начале 90-х годов минувшего столетия. Тогда первые FM-радиостанции только появлялись, но областное радио было все еще доминирующим, имеющим несколько надежных каналов вещания, огромную аудиторию слушателей и немалый авторский актив, состоящий не только из журналистов, но из специалистов высокого уровня самых разных отраслей производства, культуры, науки. Все это обеспечивало высокий уровень информационного продукта, создаваемого здесь и сейчас, т.е. на местном материале, оперативно, качественно, актуально. Возможно тогда, в контексте времени, жаждущего перемен, это не очень ценилось, но спустя почти три десятилетия и особенно сравнивая с тем, что сегодня выплескивается из эфира, понимаешь ценность того продукта.
Первое, что меня покорило на облрадио, это был язык. Вернее – то была МОВА. Грамотная, красочная, разнообразная, с хорошим юмором. Она звучала не только в эфире, но и всюду в редакции. Носителями ее были мои новые коллеги, в основном филологи. По основному роду занятий – журналисты, а по личностной сути чаще всего романтики и поэты. Хотя не все они писали стихи, но были среди них яркие авторы поэтических строк – Валентин Мороз, Василий Сагайдак, Владимир Невмытый. Даже в простом рабочем общении их речь была такой, от которой ухо отрывать не хотелось. Мне, воспитанной в бессарабском многоречии, поневоле хотелось отвечать на таком же красивом языке. И хоть удавалось это не всегда, но воспринималось доброжелательно.
В своей биографии эти десять лет я оцениваю как лучшие. И не только потому, что это были годы напряженно активные и уже достаточно зрелые: мне выпало счастье оказаться в окружении людей не просто грамотных и профессиональных, но созвучных. Все, что мы делали на радио, было одной общей песней, в которой каждый голос звучал узнаваемо. Выполняя в общем-то простую задачу донесения всем слоям населения достоверной и разнообразной информации, мои коллеги использовали все краски традиционных радийных жанров, наполняя их своим авторским колоритом.
Потому были узнаваемы не только голоса, но и стили интеллигентного Владимира Бехтера, энциклопедичного Виктора Козюры, публицистичного Сергея Комара, обстоятельного повествователя Леонида Дениско, правдолюба Василия Борецкого, чуткого к чужим бедам Вячеслава Кудряшова. Имена помянутых, увы, уже вписаны в радийный мартиролог.
Слушая радиоигры современных вещателей, невольно вспоминаю ответственность за произносимое в эфир, которая была свойственна моему поколению. Мы работали и в прямом эфире, и записывали событийные сюжеты, и приглашали собеседников в студию… Но при этом тщательно готовились к эфиру. Опасались слова случайного, неточного, неверно прозвучавшего, а уж тем более небрежного. Почтительно обращались с ударениями. В таких случаях шли с вопросами к нашему диктору-знатоку языковых тонкостей Вадиму Сочинскому. Вот кто был образцом грамотной речи!
В поисках новизны, свежих идей, интересных собеседников, иных форматов подачи, а время перемен ко всему этому располагало, мы понимали то ли осознанно, то ли подсознательно, что результат наших поисков потребляет слушатель, и качеством нашего творческого продукта мы воспитываем аудиторию. Не знаю, думают ли об этом выходящие в эфир сегодня? Хотя делают то же самое – воспитывают вкус аудитории. А уж какой именно вкус – дело их профессиональной совести и уровня личной культуры.
Фото из личного архива автора. Снимок сделан в 1999 году в редакции Одесского областного радио


























