Когда в товарищах согласье есть…

Важливу роль у роботі обласного парламенту, як, власне, й будь-якого іншого, відіграють постійні депутатські комісії. 

У складі Одеської обласної ради їх 15. Саме тут депутати обласної ради, що відповідають за той чи інший напрямок роботи, розробляють та вносять на розгляд обласної ради проекти відповідних рішень, а також контролюють їхнє виконання.

Всі комісії, поза сумнівом, є важливими та відповідальними.  Втім, та, що опікується питаннями бюджету, все ж, либонь, має особливу вагу. З неї і почнемо.

… То при наличии профессионализма, умении сопоставлять цели и задачи с реальными возможностями, положительный результат обязательно будет достигнут. Так считает председатель Постоянной комиссии по вопросам бюджета, финансово-экономической и банковской деятельности Одесского облсовета Евгения Абрамова.

– Евгения Георгиевна, как бы вы оценили работу комиссии объективно, часто ломаете копья на заседаниях?

– В комиссии есть представители разных политических сил, но отрадно, что никто не отстаивает «узкопартийные интересы», работаем слаженно, как одна команда. Практически в одном составе уже третий год. Всех я считаю профессионалами. Никакой «ультимативности», никаких демаршей. Разногласия случаются, но всякий раз вырабатываем правильное решение, что подтверждается практикой. 

– Прозрачность, открытость – это есть?

– Конечно, мы открыты для избирателей, для людей. Заседания проходят в открытом режиме. Любой желающий может принять участие. Есть страница в Фейсбук, где анонсируются наши заседания и вопросы, которые рассматриваются. В планируемой повестке дня даже примерно рассчитываем время рассмотрения каждого вопроса, дабы те, кто хочет принять участие в его обсуждении, не тратили время на ожидание. Особенно, если повестка дня обширная. Вот такая форма оптимизации выработана.

– Что можете сказать о качестве решений?

– Сейчас оно выше, нежели года три назад. Нам удалось добиться четкого понимания и руководства облгосадминистрации, и руководства облсовета, что программы должны соответствовать выделяемым средствам. То есть, они должны быть сбалансированными. 

Представьте себе ситуацию: вы решили построить дом, но не составили четкий план, не предусмотрели на это сил, средств, материалов, времени. В итоге задача не будет выполнена. Вот точно так же мы стремимся к тому, чтобы все программы были финансово подкреплены. 

Нельзя обманывать избирателей. Обещать златые горы на бумаге. Во времена Саакашвили был полный хаос. Никто не понимал, сколько средств выделялось на ту или иную программу, и каков был принцип распределения средств. И чиновники, и избиратели были в полном неведении. Сейчас удалось навести порядок. Если на определенный проект нет средств, то его и не следует анонсировать, а стремиться к тому, чтобы заработать средства, определить те второстепенные задачи, где можно скорректировать финансирование в сторону уменьшения в интересах выполнения главных, жизненно важных направлений. Я считаю, что «дутые программы» вообще не следует рассматривать, а тем более голосовать за них. Ведь они все равно не будут реализованы, а от этого страдают жители Одесской области, наши избиратели.

– Реализация на местном уровне – тоже, очевидно, вопрос, если учесть, что ни облсоветы, ни райсоветы не имеют своих исполкомов.

– В том и дело, что исполнительные функции делегированы местным госадминистрациям. В чем логика? Облсовет вообще не влияет на назначения ни руководителей департаментов, ни руководителей на местах по линии министерств. Есть облсовет, но при этом исполнение бюджета согласно закону отдается вертикали госадминистрации. Что это за «местное самоуправление» такое? Все слабые места организации местной власти особенно «ярко засверкали»  при «реформаторе» Саакашвили.

– Но, думается, в рамках децентрализации вряд ли получится вернуть исполкомы местным Советам.

– А без этого нельзя даже говорить о полноценном местном самоуправлении. Это проблема для всей страны. Надо вернуть вертикаль Советов в полном смысле этого слова. У нас же есть территориальные представительства центральных органов государственной власти, например, теруправление юстиции и другие. Поэтому у госадминистраций, которые представляют центральную власть на местах, должны быть четко выписанные функции, но они не должны исполнять функции органа местного самоуправления. Тогда не будет конфликта интересов, и каждая из вертикалей будет иметь свою сферу ответственности. А пока мы живем в системе так называемых половинчатых решений. 

Власть должна быть сбалансированной и иметь систему сдержек и противовесов. При этом Кабмин лоббирует принятие закона о контроле над местным самоуправлением через Минрегион. Это нонсенс. Принципы организации власти заложены в Конституции, и извращать их противозаконно и антиконституционно. Местное самоуправление относится к системе публичной власти, и не входит в систему государственной власти. Это международная практика.

– Есть депутаты, которые утверждают, что местные советы мешают в проведении децентрализации. Как вы оцениваете децентрализацию и реформирование?

– Вот в медицинской реформе заявлен принцип: деньги «ходят» за пациентом. Замечательно, и звучит красиво, только эти самые деньги «ходят» через Киев. То есть, деньги не будут поступать в местные бюджеты, а будут распределяться из центра. Где же тут децентрализация в медицине? Объединение громад само по себе хорошо. Но что изменится, если мы на бумаге упраздним сельсоветы, объединив населенные пункты в громады? Разве вместе с этим появятся новые дороги, коммуникации между населенными пунктами, а бюджет громады вырастет в несколько раз и откроются новые больницы, будут созданы новые рабочие места? Формальный подход – формальный результат. А наполнение бюджета зависит от экономического развития. 

В первые годы создания ОТГ они получали финансовую помощь из центра. Это было так называемое политическое стимулирование, дабы другие поспешили объединяться. Но ресурсная база определяется, повторюсь, состоянием экономики региона, а не дотациями из центра. Принципы объединения также оставляют желать лучшего. К примеру, я уроженка Болградского района. И когда я вижу, что предлагают объединить два гагаузских села и два болгарских, то задаю вопрос: а где собираетесь делать центр, и все ли с этим согласятся? А между селами большие расстояния и нет дорог. В моем селе еще с румынских времен была большая больница, которую закрыли в 2012 году. Создали в соседнем селе ФАП. Где лечиться моим односельчанам? Им стало лучше, или хуже – вопрос риторический.

Разумеется, я не против реформ, в частности, объединения громад. Но все должно быть просчитано даже в деталях, и с учетом всех факторов. Иначе получится, как со строительством того дома, о котором говорилось выше – он будет только на бумаге, или в такой степени готовности, что жить в нем будет невозможно. К примеру, создали госпитальные округа. А как людям добираться в госпитальный центр, если ни новых дорог не построено, ни транспорта для медиков не прибавилось. И реформы ни в коей мере не должны создавать предпосылки для ущемления конституционных прав граждан. Мы должны научиться принимать законы в интересах государства и граждан, и их выполнять.

– И власть должна быть честной по отношению к гражданам... 

– Именно поэтому на 2018 год мы привели все программы в соответствие с ресурсными возможностями бюджета. Нельзя строить потемкинские деревни и считать это благом.

Рубрика: 
Район: 
Выпуск: 

Схожі статті