Если ребенку нужна помощь

Современные психологи бьют тревогу - дети все больше времени проводят в виртуальном пространстве, не обучаясь нормальному общению в реальной жизни. Как следствие, в дальнейшем у них возникает немало проблем с социализацией в обществе, построением семьи, налаживанием контактов с коллегами. 

- В качестве противовеса этой тенденции Одесский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи предложил концептуальную программу выходного дня для детей из льготных категорий, основанную на совместном посещении ими и их родителями, опекунами различных мероприятий, - говорит исполняющая обязанности директора центра Елена АЗАРКИНА. - Чтобы появилась возможность посмотреть друг другу в глаза и поговорить о том, что заинтересовало или, наоборот, разочаровало. 

- Я хочу, чтобы ребенок побывал и в ботаническом саду, и в астрономической обсерватории, - продолжает автор программы, специалист по социальной работе отдела социальной работы Ирина ЖУКОВА. – Надо придерживаться полного курса. Тогда каждый ребенок прикоснется к миру науки, природы, музыки, изобразительного и хореографического искусства, сможет в полной мере почувствовать, насколько разнообразен и интересен мир, в котором он живет. Разобраться, чем хочет заниматься сам. Мы обязательно проводим обсуждения мероприятий с участием родителей. И им это очень нравится. Потому что детские спектакли, например - театр кукол, ставит сложные и интересные вопросы даже для взрослых. Украинский театр постоянно приглашает на свои постановки, выделяя немало бесплатных билетов. Оперный тоже заинтересован в воспитании своих постоянных зрителей.   

Много благотворительных приглашений предоставляет Одесская филармония на концерты детских абонементов (оказалось, что дети прекрасно воспринимают классическую музыку), а также киноцентр «Cinema city». Посещение музеев позволяет заложить основу формирования хорошего художественного вкуса детей. С экскурсий искусствоведа из музея Западного и Восточного искусства Ирины Тимоховой даже через два часа никто уходить не хочет - настолько захватывает ее повествование. Картинная галерея, Литературный музей, библиотеки Одессы, музей интересной науки и музей Утесова, цирк , зоопарк существенно расширяют кругозор детей. Да и многие взрослые в них никогда не были, и они открывают для себя массу нового. 

В настоящее время большой популярностью пользуется рубрика «Многонациональная Одесса» (посещение национальных культур). Скоро появится рубрика «От первого лица». Ребята будут встречаться с интересными людьми, живущими в Одессе и внесшими немалый вклад в ее развитие. Это Евгения Дембская, Галина Поливанова, Андрей Красножон, Леонид Авербух и другие. 

Как отсеять случайных людей

Интерес к усыновлению детей и опеке над ними сегодня резко вырос. Только одним из главных остается вопрос, как отсеять тех, кто решил, прежде всего, заработать на своих подопечных, а не сделать их жизнь благополучной и счастливой. 

Как отметила ведущий специалист по социальной работе отдела по вопросам предоставления социальных услуг и правового обеспечения  Елена ГУСЕВА, кандидаты в усыновители или опекуны проходят трехэтапное собеседование. Его цель – разобраться, что движет людьми, решившими заняться воспитанием чужих детей. Как правило, корыстные интересы специалисты выявляют сразу и отсеивают таких претендентов. Кроме того, есть ограничения: усыновителями или опекунами не могут быть люди с I и II группой инвалидности, психическими заболеваниями, зависимостями от наркотиков, алкоголя, игр. 

Далее кандидаты участвуют в 4-дневном тренинге на базе областного центра социальных служб для детей, семьи и молодежи. И только после него те, кого отберут, попадают в базу кандидатов в усыновители или опекуны, получают доступ к базе детей, которые нуждаются в семье. 

На сегодняшний день в Одессе есть очередь на усыновление. Связано это с тем, что, в основном, хотят брать малышей. Хотя опыт сотрудников центра свидетельствует, что нет разницы, берут на воспитание маленьких или уже подросших детей. Все они быстро становятся родными и любимыми. 

За каждой созданной приемной семьей закрепляется психолог городского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи. Он консультирует, помогает решать юридические, социально-педагогические вопросы. По сути, становится еще одним членом семьи. 

Наставник: не рядом, а вместе

В последнее время все чаще стали упоминать новую форму взаимоотношений между детьми и взрослыми, с которыми юридических взаимоотношений у них не возникает. Речь идет о наставничестве. 

- Существование детских домов себя не оправдывает, очень небольшой процент их выпускников успешно социализируются в обществе и добиваются  успехов, - говорит специалист по социальной работе отдела по вопросам предоставления социальных услуг и правового обеспечения Лидия ДОМАЛЬЧУК. – В большинстве своем они попадают в тюрьмы, становятся легкой добычей аферистов. Чтобы в каком-то обозримом будущем избавиться от детских домов, в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», появилась такая форма как наставничество. Любой человек с опытом, душевно щедрый, готовый помогать, вправе опекать ребенка в плане профориентации, посещения культурных мероприятий, общения. Главное отличие наставничества от усыновления или  других форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, заключается в том, что между наставником и ребенком не возникает семейных или имущественных правоотношений. 

Наставник должен собрать пакет документов, которые покажут, обладает ли он необходимым здоровьем для опеки над ребенком. Пройти специальные курсы. На них психологи дают заключение, может ли человек быть наставником. Определяют, он пришел, чтобы помогать детям или чтобы они помогли ему. 

В Одессе из шести претендентов в наставники пока рекомендации получили пять. Люди приходят. Приходят те, кто уже чего-то добился и готов отдавать, делиться с другими своим временем, силами, знаниями. Практически у всех есть дети. Люди добились определенных высот в профессиональной сфере. 

- У детей старше 5 лет шансы найти родителей резко снижаются, а желающих усыновить подростка вообще единицы, - продолжает Лидия ДОМАЛЬЧУК. – Появление наставника может улучшить морально-психологическое состояние ребенка, помочь ему лучше адаптироваться к жизни вне интерната. И, что очень важно, наставник не работает с группой. У каждого ребенка, даже если речь идет о братьях и сестрах, будет свой индивидуальный наставник. 

 Если с первого раза получить заключение о возможности стать наставником не получится, повторить попытку можно через полгода. И специалисты уже видят, что эта форма помощи детям может стать в нашем городе весьма популярной.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті