Мама большого дома

Украина взяла курс на постепенное закрытие детских домов-интернатов путем максимальной популяризации и поддержки семейных форм воспитания. Менее года назад на заседании исполкома Одесского городского совета было принято решение о создании детского дома семейного типа Наны Смирновой. Она взяла на себя заботу о восьмерых детях, двух девочках и шестерых мальчишках, в возрасте от 8 до 17 лет. Уникальность ситуации заключается в том, что среди подопечных Наны Смирновой нет братьев и сестер, и практически все они - сироты. В преддверии Дня защиты детей мы побывали в гостях в этой большой семье в их 7-комнатной квартире в доме на улице Героев Обороны Одессы.

Мы – это сила

Если бы я не знала, что вместе ребята оказались менее года назад, то подумала бы, что мы пришли в дружную семью, где все горой друг за друга. И это главное. Вышедшие нас встречать 8-летняя Мира и 13-летние Рома и Влад, обсуждая домашние дела, все время говорили «Мы». То есть они уже осознали себя частью одной семьи, осознали, что у них есть дом, подаренный доброй и заботливой мамой. И, как и положено радушным хозяевам, сразу отправились заваривать для нас кофе. 17-летних Никиты и Маши, а также Игоря мы не застали. Они отправились отдыхать на базу в Малой Долине. 

Нана Смирнова много лет была волонтером: сначала привозила в детские дома подарки, потом участвовала в организации праздников и лагерей для их воспитанников. И обратила внимание, что, возвращаясь после  отдыха в детдом, ребенок  вновь становится безликим, каким-то среднестатистическим. Для себя она это объясняла спецификой жизни в интернате, где детей строем водят в столовую, где существует достаточно жесткий распорядок дня, и у педагогов и воспитателей нет возможности учитывать все особенности характера и поведения учащихся.  

Из восьмерых приемных детей первым Нана взяла на воспитание Игоря. Ему 14, скоро исполнится 15 лет. После того, как парень с очень непростым характером начал постепенно привыкать к семье, сотрудники службы по делам детей Одесского городского совета и стали уговаривать Смирнову организовать детский дом семейного типа. Нана согласилась. Изначально хотела взять только мальчиков, но в итоге у нее теперь шесть пацанов и две девочки. 

- Прежде всего, приходится бороться с потребительским отношением детей ко всему, - говорит Нана. – Они считают, если сироты, значит, им все должны и их всем обеспечат. Это стандартная формулировка. Ничто не ценится – в доме поломаны ручки, техника. Очень медленно приходит осознание того, что это уже твое и к нему надо бережно относиться. 

В качестве противоядия от потребительского отношения к миру Нана Смирнова решила показать детям, как живут их сверстники в интернатах и подопечные Николаевского дома престарелых, а также привлечь их к участию в реставрационных работах в замке Курисов. 

Посещение дома престарелых настолько врезалось в память, что дети теперь все время спрашивают, когда поедут туда вновь. Поскольку поездку организовать сложно – надо найти две машины, мама ее все время откладывала. Но нашлись добрые люди, которые дарят детскому дому семейного типа микроавтобус. Так что Нане Смирновой приходится сдавать на права, чтобы ее большая семья имела возможность больше путешествовать. 

Скоро в доме появится фортепиано. Гитара уже есть. Так что на повестке дня стоит вопрос о занятиях музыкой. Трое младших очень заинтересовались этой идеей. Детская музыкальная школа № 7 находится совсем рядом – в пяти минутах ходьбы. Осталось только определиться, в какой класс порекомендуют поступать любителям музыки. 

Дать шанс на будущее

Нана Смирнова вынашивает идею создания центра, на базе которого ребята из интернатов смогут ликвидировать пробелы в изучении школьных предметов. Не секрет, что некоторые из них годами не учатся. И серьезное отставание в освоении школьной программы ставит крест на получении как профессионального среднего образования, так и высшего. Да и создает дополнительные сложности в школьном коллективе: отстающих дразнят, унижают. У них на всю жизнь остается отвращение к учебе, нежелание вспоминать школу как источник стрессов и унижений. Из восьмерых детей Наны Смирновой от школьной программы не отстала только Мира. Руководство ООШ № 44 с пониманием относится к ситуации. Но четверым старшим догнать одноклассников все равно не удастся. Потому они вынуждены идти на учебу в училища. Шанс дать нормальные качественные знания, которые позволят строить планы на будущее, остается только для младших - Миры, Ромы и Ибрагима.  

Опыт Наны Смирновой говорит  и о том, что в школах надо проводить работу с педагогами – среди их подопечных появляется все больше детей, находящихся под опекой, из детских домов семейного типа, приемных семей. Их поведение может очень сильно отличаться от поведения сверстников. И педагоги не всегда знают, как правильно на него реагировать, как выстраивать диалог с такими подопечными. Отсюда неизбежное возникновение у детей из детских домов семейного типа конфликтов не только с одноклассниками, но и с учителями. 

В школы должны чаще приходить психологи для работы именно с педагогами. В противном случае педагоги, оказываясь в непривычной для себя ситуации, провоцируют возникновение конфликтов, привлекают на свою сторону родителей других детей, чтобы «поставить на место» ребенка с необычным поведением.  

Глядя на большую семью, невольно подумалось: они еще не задумываются, что получили самый главный подарок судьбы. Он в том, что по жизни им уже не придется идти в одиночку. Рядом всегда будут те, кто готов выслушать и подсказать, помочь и поддержать. У них будет самая сильная защита, основанная на материнской любви и силе семьи.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті