Приказ вдогонку

Тема номера: наскільки оновилась школа?

Перспектива проведения 1 сентября митинга протеста у здания правительства, на который собирались выйти преподаватели музыкальных и школ искусств, возмущенные проводимыми Минкультом реформами, заставила министра Евгения Нищука буквально в последний день своего пребывания на посту подписать приказ о создании открытой рабочей группы. Она призвана собрать все предложения к типовым образовательным программам, утвержденным приказом Минкульта 24 апреля этого года, чтобы решить возникший конфликт. 

То есть более трех месяцев Евгений Нищук упрямо игнорировал несогласие общественности с новыми правилами работы музыкальных и школ искусств, которые ставят на грань уничтожения существующую систему подготовки музыкантов и художников. И только сейчас, спохватившись, решил создать рабочую группу, способную лишь  несколько смягчить ситуацию, не более.

Что же вызвало бурю протестов? Итак, в новой программе сокращены часы на изучение основных предметов. Если раньше по специальности было 2 урока в неделю, то после реформы останется 1-1,5 академического часа. Ребенок, который учится игре на фортепиано, скрипке, гитаре или трубе, сможет заниматься с педагогом уже не дважды в неделю по 45 минут, а только 45 минут и еще пол-урока - 22,5 минуты. Изучение сольфеджио, переименованного в музыкальную грамоту, уменьшится с 1,5 до 1 часа. То же самое и с музыкальной литературой, которая будет называться «Беседы об искусстве». А занятия в хоре, ансамбле и оркестре с 2 часов в младших классах и 3 часов в старших сократят до 1 часа в неделю для всех. Обучение вокалу вообще не предусмотрено.

Соответственно меняется и нагрузка на педагогов. На одну ставку по специальности теперь придется набирать не 9 учеников, как раньше, а 12-18, по сольфеджио на ставку нужно иметь 18 групп по 10 учеников вместо 12 групп по 8-10 учеников, а по музыкальной литературе («Беседах об искусстве») - вместо 12 групп по 10 учеников предстоит набрать 18 групп по 15 детей. Занятия в хоре, ансамбле и оркестре не предусматривают сводных репетиций. То есть такая важная составляющая обучения музыканта как ансамблевое музицирование исчезает полностью. 

Минкульт дает право школам самостоятельно разрабатывать дополнительные программы занятий с одаренными учениками. Но не отвечает на вопрос: за чей счет это будет делаться? Если детей в музшколах лишат необходимого минимума, то мамам-папам придется «докупать» дополнительные уроки в той же школе, чтобы юные таланты могли получить полноценное образование. 

Минкульт рекомендует часть издержек на оплату даже дополнительных занятий взять на себя местным бюджетам. Механизм подобного не прописан, потому в обозримом будущем на него рассчитывать не стоит. Пока же  стоимость музыкального образования полностью ляжет на бюджет семьи. И потому может подскочить  до 500 – 1000 гривен в месяц. Иначе при том количестве уроков, которое останется с внедрением новой программы, музыкальные школы не смогут давать знания и навыки, необходимые для качественного начального профессионального обучения, как это было до сих пор, - они просто превратятся в кружки по интересам. 

Отечественная система музыкального и художественного образования не имеет аналогов и прекрасно себя зарекомендовала. Не случайно за рубежом подобные школы сегодня тоже не редкость. Их, очень часто, открывают наши эмигранты. Желающих учиться в таких школах много. Потому непонятно, зачем разрушать то, что на протяжении десятилетий доказало свою эффективность и пользу и стало частью подготовки музыкантов и художников не только в Украине, но и далеко за ее пределами?

Остается надеяться, что эта странная инициатива не будет реализована и уйдет в прошлое вместе с руководством Минкульта, которое ее предложило.

Рубрика: 
Выпуск: 

Схожі статті