Забытый рекорд ко дню рождения

25 лет назад, 2 сентября 1994 года, в день рождения Одессы, житель Подольска Борис Григоржевский финишировал после уникального пешего перехода «Одесса-Одесса». Стартовав с Дерибасовской, он за четыре года, используя свои законные отпуска, последовательно преодолел пять этапов по территории всей Украины: Одесса-Мариуполь, Мариуполь-Киев, Киев-Черновцы, Черновцы-Вилково, Вил­ково-Одесса. В дорогу брал минимум снаряжения и еды: водонепроницаемый костюм, булку хлеба и немного голландского сыра, дневник, чтобы записывать самые интересные моменты путешествия. О мерах безопасности тогда одинокому пешеходу даже задумываться не приходилось. Время было гораздо более спокойное и, что самое главное, - мирное. 

- На этапе Мариуполь-Киев, у Дворца «Украина», довелось сфотографироваться с тогдашним вице-премьером Николаем Жулинским, - вспоминает Борис Григоржевский. – В пути очень помогало сопроводительное письмо, которое я взял в Одесском горисполкоме. Там шла речь о том, что я совершаю переход, и содержалась просьба помогать с организацией ночлега.

В Богодухове, прочитав текст, пошутили, что их городу уже аж 280 лет, он старше Одессы, а никто никаких переходов к этому событию не приурочил. Во Львове инициативу перехода оценили доброжелательно, но попросили в следующий раз сопроводительное письмо готовить на украинском языке. В Червонограде, где Григоржевского застала непогода, его на несколько дней приютило местное хлебосольное  казачество. Когда шел вдоль Тисы, ангелами-хранителями стали пограничники. Именно они и кормили, и ночлег для путешественника организовывали. 

В 2002 году Григоржевский преодолел маршрут повторно, но уже на автомобиле. Наибольшие впечатления остались от Закарпатья, от сказочных сочетаний скал и бурлящей Тисы, от возведенных по всей Украине дорог, которые ранее были лишь труднопроходимыми тропами. 

Выпускник Килийского ремесленного и Одесского мореходного училищ, Борис Григоржевский, как и его родители – уроженцы Фрунзовского и Березовского районов, очень любит наш край. Да и его дед – Захарий Дашкевич, служивший на мятежном броненосце «Потемкин», хоть и немало путешествовал, тоже больше всего ценил моменты возвращения домой. 

Сам Борис Григоржевский поработал на судах Дунайского пароходства, ЧМП, Азовского пароходства, а потом получил юридическое образование и на гражданке переквалифицировался в адвоката. Но никогда не соглашался с тем, что дальние путешествия люди любят больше, чем знакомство с достопримечательностями и удивительными природными красотами Украины. 

- Любить Украину можно по-разному, - считает Борис Григоржевский. – Кто-то оценивает степень этой любви участием в Майданах, кто-то по-другому. На мой взгляд, сначала надо изучить свою родину, знать ее. Без этого настоящей любви не бывает. Тем более что есть немало мест, которыми можно искренне восхищаться. 

С умудренным жизненным опытом человеком сложно не согласиться. Действительно, телеканалы пестрят передачами, посвященными путешествиям за рубеж. А вот городам Украины уделяется куда меньше внимания. Такой была ситуация в середине 90-х, не изменилась она и сейчас. 

Борис Григоржевский, рассказывая о своих инициативах, очень надеялся, что у него появятся последователи. Но интереса к проведению подобного пешего перехода сейчас не возникло ни у городских, ни у областных властей. Политика и выборные страсти затмили собой все. Даже общественные организации, которые обычно с интересом относятся к действительно ярким патриотическим начинаниям, тоже остались в стороне.  Потому и пришлось путешественнику самостоятельно, обходя разные СМИ, напоминать о том, что происходило 25 лет назад. Но надежды на появление последователей он все-таки не теряет. Потому что верит:  Украина – удивительная страна. И обязательно появятся те, кто захочет увидеть ее не из окна экскурсионного автобуса, а с проселочной, пахнущей спелой пшеницей, дороги, или с борта пробирающейся сквозь плавни лодки.

Выпуск: 

Схожі статті