(28 августа)
Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа, восхвалила чрево, носившее Спасителя, и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Богородицы в апостольский век.
Необходимо отметить, что это почитание сохраняется сквозь века до сегодняшнего дня. И полнота почитания Матери Божией только в Православной Церкви, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Сына Своего Иисуса Христа. Она превыше всей твари, всего творения.
От того и день воспоминания и празднования Ее Успения несет в себе какуюто особую печать величия, тишины, любви, печали и тайны. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи, где небесные сферы наполнены сиянием.
В празднике Успения Церковь вспоминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и даровал тем, кто верует в Него, обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. Вспомним, что в момент смерти Богородица предала душу свою в руки Сына Своего Господа Иисуса Христа и Он принял ее. Вспомним и повествование, что на третий день апостолы не нашли тела Богородицы в гробнице. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: разлука и соединение, печаль и радость, и в пределе, на последней глубине – не смерть, а жизнь, жизнь с Богом лицом к Лицу. «По рождестве Дева, и по смерти – жива», – поет Церковь в день Успения Пресвятой Богородицы и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила...»
Для Богородицы смерть стала радостной встречей. И для христиан в празднике Успения – вся тайна смерти раскрывается как радостная тайна. Если смерть для многих – это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ее смерть, как и вся жизнь, – только встреча, только любовь, только приближение к немеркнущему теплому свету вечности и вхождение в него. И это уже начало общего воскресения, это надежда христиан, это воочию увиденное будущее.
Для нас особенно дорог праздник Успения Божией Матери, потому что, рано или поздно, и мы должны будем пройти испытание смертью телесной. И будет ли наша жизнь завершена уходом в вечную тьму или успением, приятной встречей со своим Творцом, славословием и радостью, зависит только от нас. Все это будет следствием нашего духовного состояния, тех шагов, которые мы делаем сегодня.
Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия возносится к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Никто не должен унывать, потому как приобрели мы в лице Богородицы постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печали, Заступницей усердной, благой Вратарницей, Скоропослушницей, Милостивой, Спасением утопающих, Нечаянной Радостью и т.д.
Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда будет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по правде совершать нашу жизнь и наследовать жизнь будущего века.

























